Серебро

Основные характеристики. Практическое применение

Плотность - 10,5 г/см3, температура плавления - 960,5°С, твердость по Бринеллю - 25, цвет - белый. Серебро, как и золото, получают путем разработки коренных месторождений, а также попутно из руд других металлов. Самородное серебро встречается редко и представляет собой природный сплав с золотом, медью, железом, висмутом, платиной и другими металлами. Это связано с тем, что серебро в отличие от золота легко образует соединения с другими элементами. Аффинированное серебро выпускается в слитках массой от 30 до 35 кг, а также в виде различных полуфабрикатов - лент, полос, проволоки и др.

Серебро - очень пластичный и ковкий металл, тверже золота, но мягче меди. Отлично полируется. Не взаимодействует с органическими кислотами, растворами щелочей, азотом и углеродом. Устойчиво к воздействию влаги, но при длительном пребывании на воздухе серебро постепенно темнеет под действием сероводорода и озона. Также реагирует с хлором, бромом и йодом.

В ювелирном деле чистое серебро применяется как защитно-декоративное покрытие изделий из недрагоценных металлов и в качестве компонента золотых и серебряных припоев. Поскольку серебро слишком мягкое, для изготовления ювелирных изделий его используют в виде сплавов. Это двухкомпо-нентные сплавы «серебро - медь» в различном процентном соотношении с незначительным количеством примесей. Серебряные сплавы слегка отличаются по оттенкам и обладают приблизительно одинаковыми механическими свойствами. Из сплавов с низким содержанием серебра изготавливают предметы сервировки стола, декоративные настольные украшения и др.


Основные причины потускнения серебра и способы защиты ювелирных изделий из серебряных сплавов

Потемнение - основной недостаток серебряных сплавов и изделий из них. Это связано с тем, что серебро активно взаимодействует с содержащимися в воздухе сернистыми соединениями и в результате образует сульфид серебра (Ag2S) черного цвета. Медь, являющаяся вторым активным компонентом сплава, образует сульфид меди (Cu2S) тоже черного цвета и оксид меди красно-коричневого цвета. По мере пребывания на воздухе на поверхности серебряного изделия образуется темный налет: вначале изделие кажется желтоватым, почти золотистым, затем поверхность становится коричневатой, потом грязно-синей, темно-синей и наконец - черной. При этом степень и интенсивность потемнения зависят от процентного содержания меди в сплаве - чем больше меди, тем быстрее изделие покрывается темным налетом.

Для защиты серебра от потемнения разработаны и используются в производстве следующие технологические приемы.

«Белое» кипячение. Для того чтобы снизить содержание меди в тонком поверхностном слое серебряного изделия, его кипятят в серной или соляной кислоте. Поверхность в результате такой обработки приобретает матовый оттенок.

Гальваническое покрытие. Изделие из серебряного сплава покрывают тонким слоем чистого серебра. Обычно такой обработке подвергаются серебряные изделия для сервировки стола (столовое серебро).

Родирование. Изделие из серебряного сплава покрывают слоем белого родия. Родиевое покрытие надежно защищает поверхность серебра от потемнения и делает его более износостойким. Но у этого способа есть недостатки: в случае ремонта (при пайке) родиевое покрытие становится синевато-черным и может растрескаться. Чтобы устранить этот недостаток, может потребоваться снятие старого и нанесение нового покрытия, что не всегда возможно в условиях обычной ювелирной мастерской.

Лакирование. Покрытие изделия слоем лака. Здесь есть одно «но» -украшения при этом не носят, а столовым серебром не пользуются. Этот прием подходит для изделий, требующих длительного хранения, например предметов антиквариата. Пассивирование. Нанесение на изделие тонкого слоя воска, который хорошо защищает поверхность от воздействия воздуха. Этот метод также применяется для хранения.

 

Серебро: мистика и реальность


Удивительный амулет был, по легенде, у правителя ацтеков Монтесумы: «засеребренный» природными процессами скелет небольшой змейки, найденный в одном из серебряных рудников. По красоте и уникальности был он бесценен и превосходил все творения рук человеческих. Мало того, обладал магической и целебной силой. Конкистадоры, награбившие несметные сокровища, долго охотились и за «серебряной змейкой», но тщетно. Говорят, уползла она назад в недра рудника, чтобы не доставаться алчным мародерам. Таков уж этот металл — серебро: служит он лишь тому, кто ему по душе.

Серебряные зеркала

С незапамятных времен добывали люди серебро и почитали его не только за красоту, но и за магические и целебные свойства. Достаточно сказать, что такие мистические предметы, как зеркала, изготавливались изначально из металлов, в том числе и из серебра. Самому древнему из таких зеркал около 5 тысяч лет и представляет оно собой тщательно отполированный с одной стороны серебряный диск с ручкой. Серебряные зеркала могли позволить себе только очень богатые люди, так как стоили они баснословно дорого.
Кстати, стеклянные зеркала человек научился делать сравнительно недавно — около 600 лет назад, но их еще долго не признавали практически все религиозные конфессии: считалось, что именно в стеклянных зеркалах таится сатанинское зазеркалье.
Церковь, поначалу считавшая стеклянные зеркала исчадьем зла, к металлическим, особенно серебряным, относилась гораздо лояльнее. Многие верующие не только любовались в них собой, но и лечили ими множество болезней, начиная от психических и кончая водянкой, оспой и туберкулезом. Считалось, что металлы холодных оттенков (серебро, олово, железо) поглощают горячие, возбуждающие энергии и отбирают избыток жара у больного. Металлы же теплых оттенков действуют с точностью до наоборот. Манипулируя зеркалами из разных металлов, опытные знахари порой избавляли страждущих от, казалось бы, неизлечимых недугов. Древнегреческие врачи с помощью серебряного зеркала предсказывали исход болезни. Для этого они погружали зеркало в воду на небольшую глубину и заставляли больного глядеться в свое отражение. По тому, насколько искажались в зеркале черты его лица, судили, выживет человек или нет.

Целебная вода

Союз серебра с водой берет свое начало в глубокой древности. Еще у правителя шумеров Энтемена в 2400 году до нашей эры была серебряная ваза с медным дном. Вода в ней со временем насыщалась ионами этих металлов и приобретала целебные и омолаживающие свойства. Уже тогда люди не только знали о чудесных свойствах обоих металлов, но и догадывались, что те являются синергистами и усиливают противомикробное действие друг друга.
В некоторых странах серебряные монетки бросали в колодцы при их освящении для улучшения качества воды, в некоторых — в молоко, чтобы подольше не скисало.
В V веке до нашей эры персидский царь Кир во время походов пил воду только из серебряных сосудов, чем спасся от многих инфекций. Его примеру следовали и другие полководцы. Так в 326 г. во время вторжения Александра Македонского в Индию в войсках его началась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний. Не пострадала лишь верхушка армии, пользовавшаяся для питья серебряными кубками. Простые же солдаты, по причине бедности довольствовавшиеся оловянными, не спаслись от инфекций.
У христиан в Чистый Четверг перед Пасхой принято было умываться «с серебра», а крещенской водой, освященной погружением в нее серебряного креста, пользовались чуть ли не весь год.
Остается лишь добавить, что накопленные веками знания легли в основу нового направления медицины — металлоионотерапии, суть которой заключается в лечении различных заболеваний растворами, содержащими ионы металлов.

Ошейник для оборотня

Серебро помогало людям бороться не только с недугами, но и со всевозможной нечистью. О классическом средстве против вампиров — серебряной пуле — наслышан каждый.
Но был в ходу и серебряный ошейник или так называемый «ошейник оборотня». Он представлял из себя кожаный ремень с острыми серебряными клепками-шипами, закрепленными колющими концами вовнутрь, к шее. Такой ошейник освящали специальным обрядом, а затем надевали на шею отловленному оборотню.
Согласно поверью после этого тот не мог превратиться полностью ни в человека, ни в зверя, а оставался чем-то средним: ростом с человека и с человечьей же головой, но с волчьим телом и ходящий на задних лапах. Снять такой ошейник оборотень не мог ни сам, ни с помощью другого оборотня и погибал от боли и потери крови в страшных муках. Так мстили им отцы за поруганную честь украденных дочерей.

Для украшения и здоровья

Прошли века, но серебро не утратило популярности, потеряв, правда, ритуальное свое значение. И в наши дни многие с удовольствием носят ювелирные изделия из него, тем самым заодно поправляя и здоровье. Этот демократичный металл, уместный в любой обстановке и к любому наряду, от длительной носки становится только лучше.
Уход за ним несложен. Хранить его следует в защищенном от света и сырости месте. Чистить специальной пастой и полировать мягкой тряпочкой без ворса. Для возвращения утраченного блеска знающие люди советуют подержать его в воде с нарезанным сырым картофелем. С этой же целью можно промыть содовым раствором (50 г соды растворить в 1 л горячей воды) или теплой мыльной водой с добавлением нашатырного спирта (1 стол. ложка на литр воды). Исключение составляет серебро с чернением: его чистить нашатырем не рекомендуется.

Ирина Жарнова

«Русский Базар»

Источник: http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=38487

 

Серебро луны, серебро воды, серебро твоих слёз

Украшения из серебра были известны египтянам еще 6000 лет назад. С тех пор принято считать серебро ритуальным металлом. И в оборотней палили серебряными пулями, и воду очищали. Не знаю, как насчёт вурдалаков, а вот вода в серебряной посуде действительно дольше хранится - ионы серебра убивают болезнетворные бактерии и микробы. Этот металл устраняет неприятный запах под мышками. Если подержать его во рту, утоляет жажду.

С древних времен известно, что серебро обладает охлаждающим действием на организм. Алхимики считали серебро металлом Луны, в книгах этот металл изображается в виде юноши с полумесяцем в волосах. С влиянием Луны уже тогда связывали очень многие заболевания. Благодаря своей высокой бактерицидности, серебро предохраняет от инфекционных заболеваний. Серебряную вещь можно носить с целью профилактики желудочных и легочных болезней. Этот металл укрепляет сердце, улучшает зрение, помогает при урологических заболеваниях. Усталость, перенапряжение, тяжелые заболевания или стрессы делают человека более уязвимым к общеизвестным факторам риска. А серебро может стать стабилизатором подобных явлений. В числе недугов, которые также лечат содержащими серебро медикаментами, - брюшной тиф, дизентерия, скарлатина, менингит, гонорея, цистит, пневмония, стоматит, конъюнктивит, мастит, аппендицит, воспаление среднего уха, суставной ревматизм. И это далеко не полный перечень.

Серебро - драгоценный металл. В Древней Мексике его называли "белой божественной грязью" и считали выделением или земным соответствием бога Луны. Чистота, целомудрие и красноречие - это символы серебра. Серебро - лунный, женский, холодный знак, атрибут богини луны Артемиды (в римской мифологии Дианы), а также металл королев. Из-за ассоциации с лунным светом его сравнивали со светом надежды и мудростью - оракулов часто называли "серебряными языками". Отсюда и восточная пословица: "Слово - серебро, молчание - золото". В качестве металла, служившего для изготовления украшений, оно было (в несколько меньшей степени, чем золото) символом буржуазного благополучия и зачастую находило применение в предметах, предназначавшихся для пожертвований по обету (например, в иконах). В народных верованиях серебро ценилось как металл, защищающий от демонов. Римские жрецы для защиты от зловещих варварских народов на границах государства закапывали серебряные статуи. Когда они были удалены, готы, гунны и фракийцы проникли внутрь империи. Серебряным пулям приписывалась сила изгонять или убивать ведьм грозы, если стрелять ими по грозовым облакам.

Несмотря на ассоциацию серебра со статусом власти и магией, оно всегда имело универсальное назначение. Помимо фольклорных качеств, серебро обладает многими привлекательными свойствами. Его ковкость позволяет мастерам создавать огромный ассортимент ювелирных изделий, особенно начинающих, это самый доступный металл для экспериментов, который в силу своей универсальности, может быстро реагировать на меняющиеся тенденции в ювелирной моде. Поклонников серебра этот металл привлекает своей красотой и блеском, он по-прежнему остается достойным и доступным товаром для вложения капитала (серебро примерно в 100 раз дешевле золота).

Для модниц серебро - настоящая находка. Дело в том, что серебряные украшения никогда не выглядят "вульгарно" (даже в больших количествах, чего не скажешь о золоте), они сдержанны и менее "ответственны", чем золотые.

Как украшение, серебро никогда не бывает "не в тему". Изделия из серебра не считаются слишком нарядными украшениями, даже когда в них присутствуют полудрагоценные камни, если только они не являются шедеврами ювелирного искусства. В этом случае украшение можно надеть к неофициальной одежде во второй половине дня. Украшения же из серебра со вставкой из горного хрусталя, прозрачного или окрашенного, следует носить только в официальной обстановке

Как правило, европейским женщинам, в коже которых преобладают розовые оттенки, больше идет серебро, чем золото. Разумеется, серебряные изделия предпочтительнее носить и при седеющих волосах, а также с холодных тонов, особенно серым, синим, голубым, кипенно-белым и черным.

По наблюдениям, наибольшее пристрастие к серебру наблюдается у интеллигентных и утонченных особ, не подверженных мании одеваться, выставляя напоказ свой статус.

Серебряные украшения у нас принято подбирать под стиль одежды. Очень часто к новому платью или деловому костюму приобретается либо брошка, либо серьги (часто с синтетическими самоцветами), либо браслеты (как правило, массивные). Серебро - это как раз тот самый редкий случай, когда наши возможности совпадают с нашими желаниями. Почти каждая женщина, выбирая серебряное украшение, может позволить себе в кои-то веки не думать о деньгах и выбрать все, что душе угодно, - классические изделия или постмодерн, стиль хай-тек или биостиль, псевдоантичность или авангард, ручную или машинную штамповку.

Серебро не взаимодействует с кислородом, однако при длительном пребывании на воздухе темнеет (от присутствия сероводорода). Серебро темнеет и при продолжительном контакте с белком и кожей, особенно нездорового человека, откуда и пошло поверье, что серебро обладает даром предвидеть грядущее тяжелое заболевание своего хозяина.

В домашних условиях "подновить" свои серебряные украшения можно так:
Ты вернешь серебряным изделиям свежесть и блеск, если промоешь их в теплой мыльной воде с добавлением нашатырного спирта (столовая ложка на литр воды), ополоснешь теплой водой и насухо вытрешь мягкой тканью.
Появившийся на изделиях темный налет легко удалить, промыв их в теплой мыльной воде, затем прочистив мягкой тканью, смоченной смеси мела (зубного порошка) с нашатырным спиртом. После этого следует промыть теплой водой и протереть.
Если ты чистишь серебряные вещи зубным порошком, постарайся, чтобы порошок не попал на драгоценные камни. Для камней это совсем не полезно, а напротив, может повредить им.
Можно также промывать серебряные изделия в содовом растворе: (из расчета 50 гр. питьевой соды на 1 литр горячей воды).
При правильном уходе серебряные изделия будут долго служить тебе и радовать своей красотой.

Нет сомнения, что украшения удивительно преображают женщин. Кроме того, они, как ничто другое, наиболее полно выражают нашу индивидуальность. Мода на украшения меняется более резко, чем мода на другие аксессуары. В 70-е годы была мода на этнографический стиль в украшениях, в 80-е его сменила мода на огромное количество золота, которое стало символом общественной значимости и материального преуспевания. Затем вошли в моду небольшие украшения. Сейчас мы живем в обществе, где нет особой нужды подчеркивать свое богатство: решающее значение приобретает стиль. Когда сегодня мы видим часы последних моделей, нам бывает трудно решить, стоят ли они тысячу или сто долларов. Точно так же нам трудно понять, из чего сделана эта пара сережек - из белого золота, серебра или платины? Современная мода на небольшие легкие украшения обусловлена тем, что наша одежда становится все более строгой, изящной, элегантной, и дизайнеры украшений вынуждены учитывать перемены в линиях и пропорциях женского силуэта.

Светлана Лобанова
08.09.03

Источник: http://bcetyt.ru/culture/fashion/14628510.html