Финифть. Ювелирные украшения и изделия
      Email:  finifty@mail.ru
  Купить:  8(903) 125-50-69
                  8(926) 167-80-86
Корзина
Показать корзину
Ваша корзина пуста.
Продукция
Оптом
Финифть оптом.
Художественное стекло оптом.
Полезная информация
Финифть. Фото галерея.
Форум о финифти
Уход за серебром
Художественная эмаль
Ростовская финифть
Технология изготовления финифти
История Ростовской финифти
Сольвычегодск финифть.
Мастера финифти.
История Ростова
Иконы с финифтью.
Скань, филигрань, финифть.
The art of russian enamels
Про серебро
Как выбрать украшение?
Финифть в геральдике.
Процесс производства стеклянных изделий.
Художественное стекло.
Стекло.
Плетение из бересты.
Заготовка бересты.
Сувениры.
Китайский гороскоп. Знаки зодиака.
Все для праздника
Поздравления с Новым Годом.
Поздравления к 8 Марта
Пасхальные открытки.
Игры, розыгрыши, конкурсы.
Поздравления с Днем Рождения
Прикольные тосты, поздравления, анекдоты.
Праздничные кулинарные рецепты, напитки, коктейли.
Стихи про женские имена.
Стихи про мужские имена.
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Полезные ссылки
Заготовка бересты.

Береста — один из самых поэтических материалов народного декоративно-прикладного искусства. По­добно одеждам, она надежно защищает дерево от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная кора отражает паля­щие лучи светила. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от по­падания влаги, гнилостных микробов, в зимнюю пору — от трескучих морозов. Летом через узкие короткие отверстия — чечевички, заполненные рыхлой тканью, кислород поступает к древесине ствола и питает его. Зимой чечевички смыкаются, рыхлая ткань заполняется особым веществом, делающим их непроницаемыми. Чечевички на выбеленной поверхности березовой коры образуют характерный рисунок, придающий этому материалу особую декоративность и вырази­тельность.

Толщина бересты зависит от возраста березы. После каждого прожитого года на коре образуется новый тонкий, но прочный слой. Самый молодой слой всегда прилегает к стволу, мастера-берестоделы называют его лицевым. Он имеет приятную, слегка глянцевую поверхность и насыщенный золотисто-желтый цвет с зеленоватыми или коричневыми оттенками. В изделиях эта сторона бересты всегда оказывается снаружи. Самый старый слой бересты расположен на поверхности коры и покрыт тончайшей белесой пленочкой, испещренной черточками чечевичек, а порой всевозможными бурыми наростами, корочками.

Единых сроков заготовки бересты не существует. Они зависят от широ­ты местности, характера погоды, конкретной точки произрастания, обычаев и других факторов. В За­падной Сибири бересту «берут* трижды в год. Весной — когда начи­нается сокодвижение у деревьев, ле­том — в пору цветения шиповника и, наконец, осенью — в период опа­дания березовых листьев. В средней полосе России кору заготавливают в основном с середины мая до середи­ны июня. Если правильно определе­но время, кора режется с легким по­трескиванием, края в местах разре­за приподнимаются.

Заготовка пластовой бересты. На березах, стоящих не на опушке, а в лесной чаще, выбирают ровные уча­стки ствола без сучков, шрамов, все­возможных наростов. Острым ножом делают два поперечных надреза вок­руг ствола, на глубину верхнего кор­кового слоя, которые затем соединя­ют одиночным долевым разрезом. Просунув под бересту тонкий, длин­ный деревянный клин, осторожно отделяют рубашку ствола. Можно просто концом ножа отделить край надрезанной бересты от нижнего слоя коры заболони, а затем осто­рожно справа налево руками снять (оторвать) ее от ствола. Нанесенная березе рана не загубит дерево, а лишь лишит его прежней красоты. Взамен ее на стволе появляется буро-коричневый пояс, который постепенно, с годами, зарастает новы­ми слоями бересты.

Народы Севера для получения бе­рестяных полотен, используемых в качестве кровли, подстилки, при из­готовлении лодок, применяли спе­циальный нож с длинной, почти метровой рукояткой. На выбранном дереве (толстом, ровном, без изъя­нов) делали продольные длинные, до полутора метров, надрезы и два ко­ротких — кольцевых.

Снятые листы пластовой бересты, называемые «скало», хранят в про­хладном помещении, сложив их по­парно внутренними слоями друг к другу, и придавливают грузом во из­бежание скручивания.

Отдельные выделанные крупные заготовки пластовой бересты сшива­ли друг с другом с помощью крапив­ных ниток и получали полотно в не­сколько метров. Чтобы края полотен не рвались, их обшивали берестяной кромкой. В частности в летнее вре­мя рыбаки и охотники возили эти полотнища с собой, плотно свернув в рулоны. Их использовали в каче­стве укрытия от дождя, подстилки и т. д.

Заготовка берестяных лент. Для плетеных изделий из бересты требу­ется березовая лента — лыко, лычки шириной от 0,5 см (сувенирные изделия) до 3 см (хозяйственные корзины). Ширина лент, свернутых при заготовке в клубки диаметром от 12 до 16 см, постоянна на всем протяжении. В зависимости от вре­мени снятия коры различают «соко­вое лыко» и «силодерное». Соковое лыко снимают во время сокодвижения, с внутренней стороны оно име­ет светло-желтую окраску. Силодерное лыко, имеющее темно-коричне­вый цвет, заготавливают ранней вес­ной или поздней осенью. Снятая береста не должна расслаиваться, иметь сучков, червоточин, рыхлых поперечных линий — «иголок», портящих ее внешний вид.

Чтобы снять такую ленту со ство­ла дерева, прочерчивают шилом по спирали две параллельные линии. Ориентируясь на них, бересту проре­зают резаком или ножом. Поддев кончиком ножа начало ленты, осто­рожно приподнимают ее и сразу же скручивают в клубок внутренней стороной коры наружу, оставляя от­верстия для вентиляции.Заготовка бересты. Инструменты. Точно раз­метить параллельные линии можно с помощью самодельной чертилки (рис. 111, а). Можно изготовить спе­циальный резак с ограничителем (рис. 111, б), которым одновременно задается ширина будущей ленты, надрезаются края ее, и она отделяет­ся от ствола. При заготовке матери­ала нужна значительная осторож­ность, чтобы инструментом не по­вредить ни лыко, ни внутренних слоев коры. Ведь береста — не кора, а наружное прикрытие ее.

Узкие ленты для мелких работ нарезают от пластовой бересты, раз­ложив ее на подкладной доске и вос­пользовавшись металлической ли­нейкой и сапожным ножом. Линей­ку не бересте располагают так, что­бы ее кромка была параллельна черточкам-чечевичкам.

Заготовка сколотней. Сколотень — это берестяной цилиндр, целиком снятый с поваленной березы. Для заготовки годятся только те деревья, которые были срублены весной или в начале лета, когда береста хорошо отделяется от ствола. Выбираются ровные, без сучков, наростов и повреждений стволы, достигающие на высоте полутора метров от комеля диаметра 16-20 см. У поваленного дерева отпиливают участки с сучьями. В оставшихся ровных частях ствола на расстоянии от 20 до 50 см друг от друга (в зависимости от диаметра ствола), делают кольцевые надрезы. Высота будущего сколотня обычно превышает его диаметр в полтора-два раза.

Затем приступают к выколачиванию коры. Специальной деревянной колотушкой, которую тут же вырезают из березового стволика, осторожно, чтобы не повредить бересту, отбивают кору. В распил более тонкого конца березового поленца вставляют тонкий деревянный клин, проволоку или металлическую мочалку (рис. 112) и постепенно отсла­ивают бересту. Если коленце одиночное, сначала отслаивают кору до середины с одного конца, затем, повернув, — с другого. С помощью киянки или колотушки окончательно выбивают ствол, помня о том, что один из концов его чуть большего диаметра. Если на одном стволе размечено сразу несколько цилиндров, сначала снимают с помощью приспособлений самый маленький сколотень, потом следующий —- толще и т. д. Сколотни вставляют один в другой и в таком виде транспортируют в мастерскую, где они хранятся до непосредственного использования.

Заготовка бересты с погибших деревьев. В лесной чаще, на болотах можно встретить поваленные березы или стоящие на корню, но пораженные трутовиками. Наличие их на стволе березы — верный признак умирающего или погибшего дерева. Сухостойные березы легко определить и в то время, когда все деревья сбросили листву. В надрезе на погибшей березе под берестой обнаруживаются темно-коричневый слой камбия. Если поддеть такую бересту ножом, она легко отделяется от ствола.

Береста погибших берез снимается в любое время года. Она пригодна для многих видов декоративно-художественных работ, в первую очередь в аппликации, мозаике, создании «живописных» полотен. Такая кора обладает своими, присущими только ей декоративными свойствами. Внутренний слой ее окрашен пигментами камбия в красно-коричневые цвета с различными оттенками.

Дополнительная обработка бересты. Полотняная береста, идущая на изготовление сосудов, коробок, блюд, а также полотнищ для под­стилки, кровли, должна обладать особой мягкостью, эластичностью, сравнимой с кожей. Такие свойства она приобретает после длительного вываривания. Северяне куски сня­той бересты свертывали в рулоны, перевязывали и ставили в котлы с водой. Котлы подвешивали над кос­тром, закрывая рулоны сверху мхом. После вываривания в течение 3-5 часов (некоторые мастера эту процедуру продлевают до 10-12 ча­сов) рулоны переворачивали и снова варили.

Иногда бересту длительно выва­ривали не просто в кипящей воде, а в «рыбном бульоне», добавив в воду кости или жир рыб. От этого берес­та становилась особенно прочной, приобретала способность не пропус­кать воду и не делаться хрупкой на морозе.

Мастера-берестянщики, жители Приамурья, при длительном хране­нии перекладывали слои бересты крупными листьями папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору.

Нередко кору берез перед изго­товлением изделий окрашивали в тот или иной цвет. Бересту черно­го цвета получали весьма ориги­нальным способом. Куски коры по­мещали на 8—10 дней в ил, после чего тщательно промывали в реч­ной воде. Выдерживая бересту в отваре ольховой или лиственнич­ной коры, придавали ей коричне­вый цвет. Иногда поступали про­ще: смачивали бересту водой и ос­тавляли ее на свету, следя за тем, чтобы она не пересохла, не сдела­лась жесткой и хрупкой. Желтую краску для окрашивания сырья получали из плесневых грибов гнилого дуба.

Береста, пролежавшая несколь­ко дней на солнце, становится красноватой. Однако от продолжи­тельного пребывания на свету цвет ее изменяется на совершенно бе­лый. Если поверхность берестяной за­готовки тщательно смазать сливка­ми и недолго подержать над огнем, она приобретает своеобразный крас­новато-коричневый цвет.

 
Другие изделия
Футляр под браслет/часы
Футляр под браслет/часы
190.00
В корзину
Колье Рассвет
Колье Рассвет
1 210.00
В корзину
Браслет
Браслет
1 330.00
В корзину
Желаем приятных покупок!
Rambler's Top100 Яндекс цитирования хостинг от .masterhost