Художественные изделия из стекла

Возникновение промысла. К художественным стеклянным изделиям относятся уникальные и массовые художественные изделия из высококачественного известкового, калиевого и свинцового (хрустального) стекла.

Древнейшее искусство стеклоделия зародилось в III—IV тысячелетиях до н. э. В нашей стране стеклоделие стало развиваться в X—XI вв. в Киевском государстве, хотя возникновение его относится к более раннему периоду. Уже в XII—XIII вв. многие стеклянные изделия киевских мастеров по качеству превосходили лучшие заграничные образцы. Монголо-татарское иго надолго задержало развитие этого ремесла. В XIV—XVI вв. на Руси существовало незначительное число кустарных производств стекла.

Первый завод в России был построен в 1635 г. в Дмитровском уезде. В 1669 г. начал выпуск стеклянной посуды казенный завод в Измайлове. В 1723 г. в Можайском уезде открывается стекольная и хрустальная фабрика под Москвой. После указана сената о запрещении строительства стекольных и железных заводов под Москвой одна часть фабрики переносится на речку Гусь, в другая — в деревню Радицы Трубчевского уезда Орловской губернии. В Гусь-Хрустальном в 1756 г. был построен завод. В 1790 г. Радицкая хрустальная фабрика переносится в Дятьково. Третий завод по производству хрустального и зеркального стекла основывается в Москве, а в 1779 г. он переводится в Петербург. При Петре I стекольное производство значительно расширяется. Строятся новые заводы: Ямбургские, Жабинские. Петербургские заводы специализировались главным образом на изготовлении уникальных высокохудожественных изделий, а Гусевский и Дятьковский положили начало массовому производству стекла в России.

К середине XVIII в. уже более 25 отечественных заводов выпускали изделия из художественного стекла. Крупнейший из них — Императорский завод. Известным и крупным предприятием на протяжении всего XVIII в. был Мальцевский. Он объединил заводы, расположенные во Владимирской, Рязанской, Орловской, Калужской, Смоленской губерниях. Изделия частных заводов, соперничая с вещами Императорского завода, отличались более скромной формой и отделкой. На рубеже XVIII—XIX вв. в России осваивается изготовление хрустального стекла. Особенно широкое распространение получило хрустальное стекло с применением алмазного гранения. Становление русского хрусталя шло по двум основным линиям и было связано с классическими приемами обработки стекла — гравировкой и алмазной гранью.

В начале XIX в. ведущим предприятием в России оставался Императорский завод. В первой четверти XIX в. Императорский завод выпускал не только хрустальное, но и цветное стекло, которое изготовлялось в XVIII в. по рецептам, разработанным М. В. Ломоносовым. А в 40-х годах XIX в, появилось многослойное стекло, которое стало пользоваться большим спросом. В начале XIX в. из частных заводов крупнейшим был Никольско-Бахметьевский.

Начиная с копирования образцов, завезенных из Богемии, русские заводы развивались, обогащались новыми приемами обработки стекла.

Конец XIX в. характеризуется механизацией производства стекольных заводов, что способствовало их росту. И если в 1883 г. в России насчитывалось около 200 заводов, то к 1900 г. их было уже 300.

В период гражданской войны количество стекольных заводов вновь сокращается до 200. Падает и объем производства изделий.

После Великой Октябрьской социалистической революции заводы переживали трудное время. В 20-е годы XX в. лишь три крупных завода — Гусевский, Дятьковский и Никольско-Бахметьевский — выпускали посуду, причем только самую необходимую — стаканы, банки, кружки. Однако Советское правительство принимает ряд важных мер по укреплению стекольной промышленности. В 1918 г. утверждается Главный комитет стекольно-фарфоровой промышленности, а в 1922 г. создается Государственный экспериментальный институт силикатов. Первое десятилетие после установления Советской власти стало периодом технико-экономического развития стекольного производства. С середины 30-х годов XX в. расширяется ассортимент изделий, налаживается производство художественной посуды. В 1938 г. создается Художественный совет НКЛП СССР по стекольной промышленности. В 1940 г. при Государственном институте стекла организуется экспериментальная художественная лаборатория, которая разрабатывала и внедряла в производство новейшие способы обработки изделий из стекла, изготовляла новые образцы.

В годы Великой Отечественной войны стекольные заводы работали на оборону, выпускали также кубки, посвященные городам-героям и для вручения орденоносцам, а также в небольшом количестве настольные лампы с военной тематикой. В послевоенный период происходит реконструкция стекольной промышленности. Заводы перестраиваются на выпуск сортовой посуды. Новый этап развития изделий из стекла относится к 1960—1970 гг. Постепенно гладкое стекло обогащается цветом. Начались поиски изготовления хрустального стекла с алмазной гранью. Вводились большие технические новшества.

В настоящее время развитие советского художественного стеклоделия идет по пути освоения национальных традиций и создания красивых современных изделий для широких народных масс.

Производство изделий. Процесс изготовления художественных изделий из стекла сложен. Начинается его производство с приготовления шихты. Шихта — смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция в производстве стекла. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до 1450° — 1480 °С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка или формование, изделий различными методами. Существует несколько способов формования художественных стеклянных изделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье.

Выдувание может быть механизированным, вакуум-выдувным, ручным в формах и свободным. Первые два способа применяют чаще всего при выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной трубки позволяет создавать изделия, характеризующие мастерство каждого исполнителя. Свободное выдувание, или гутная (иногда называют гутенская) техника, заключается в свободном формовании изделия без формы. Мастер, набрав на кончик трубки искрящийся шарик стекла, быстро раздувает этот набор в шар, вращает «баночку»1, периодически подправляет шар деревянными брусками, перекидывает трубку то в одну, то в другую руку, одновременно беспрестанно вращая ее. Шар 1 Набранная в трубку стекломасса носит еще название «набор» или «баночка» принимает те формы, которые мастер задумал. Полученный предмет снимают с трубки и помещают на «понтий» (железный стержень), чтобы обработать изделие: раскрыть верх или раскатать нижнюю часть для получения соответствующего изделия. Изделия, выполненные гутенской техникой, отличаются неповторимостью. Как бы ни старался мастер в точности выполнить образец по эскизу художника, отклонения неминуемы. Поскольку у каждого исполнителя «свой глаз», «своя рука», вращающая трубку с набором, и, наконец, своя фантазия, во время работы у него возникают свои представления о создаваемом предмете. Отличительными признаками выдувных изделий являются небольшая толшина стенок изделия, высокая прозрачность, более сложные разнообразные формы.

Прессовыдувание характеризуется тем, что формование изделий проходит две стадии: сначала их формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде — воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными, имеют рельефные украшения. Центробежное литье осуществляется под действием центробежных сил.

После формования изделия обжигают (выдерживают в печах при 530—580 °С) и медленно охлаждают для повышения их термической и механической устойчивости, затем обрабатывают (обрезают верхушки изделий, примыкающие к выдувной трубке, выравнивают шлифовкой края, донья, горловину) и украшают. Украшения наносят на горячее изделие или на готовое изделие.

К украшениям, наносимым на горячее изделие, относят: нацвет, сульфидное стекло, атласное стекло, ирризацию, кракле, цветную насыпь, украшение стеклонитью.

Нацвет — украшение из цветного стекла, нанесенное на поверхность бесцветного стекла.

Сульфидное стекло — получение мраморовидных и опаловых полос различных цветовых оттенков.

Атласное стекло — сочетание молочного и цветного стекла с помощью форм, имеющих выступы и углубления разного размера.

Ирризация — обработка изделий в горячем виде парами солей олова или серебра с добавлением соединений стронция, которые образуют на поверхности тонкую переливающуюся разнообразными цветами пленку.

Кракле (украшение «под мороз») — образование в бесцветной или цветной стекломассе беспорядочной сетки тонких трещин.

Цветная насыпь — разноцветные наплывы по фону бесцветно¬го или цветного стекла.

Украшения стеклонитью — цветные нити и полосы, которые размещаются на поверхности или внутри стекломассы в виде узора произвольной формы, спирали, параллельных полос и т. д.

Декорирование готовых изделий выполняют механическим способом (например, гравировки),, химическим (травлением), живописью, металлическими пленками, люстровыми красками и др.

Гравировка — матовый узор, отличающийся разнообразием ри¬сунков с мелкими контурными деталями, выполняется с помощью медных дисков различного диаметра и абразивной массы.

Травление — нанесение узора с помощью смесей растворов плавиковой и серной кислот, способных растворять стекло. Существует несколько видов травления: простое — изделия покрывают мастикой (содержащей парафин, воск и пр.), затем наносят с помощью машин иглами узор, затем — травильную смесь на 15— 20 мин и промывают водой (характерными узорами такого травления являются кольца, спирали, зигзаги); пантографное — позволяет получать более сложные орнаменты на изделиях из стекла; глубокое — производится на изделиях из толстого стекла, этим способом можно создавать сложные высокохудожественные рисунки.

Живопись — создание рисунка с помощью кисти и трафарета силикатными красками с последующим обжигом при температуре 550 °С.

Украшение металлической пленкой — нанесение на бесцветное и цветное стекло по матированной и травленой рельефной поверхности жидкого (12% -ного) или порошкового золота. Золото наносят на изделие кисточкой тонким ровным слоем, затем изделие подсушивают и обжигают.

Украшение люстровыми красками — нанесение люстровых красок1 на бесцветное и цветное стекло пульверизатором или кистью с последующим обжигом для получения на поверхности изделия блестящей металлической пленки. Украшение люстровыми красками позволяет получать различную окраску изделий из стекла: оранжевую, желтую, голубую, розово-сиреневую и т. д.

Алмазная грань — узорчатая резьба на изделиях из стекла, которую наносят с помощью шлифовальных кругов с последующей полировкой. Рисунки алмазной грани разнообразны: многогранники, звезды, лучи, а также сюжеты, полученные сочетанием мелких и глубоких граней.

Налепы — нанесение на готовое, обычно выполненное в гутной технике, изделие жидкого стекла (в виде капельки) с последующим выдуванием его для образования нужной формы: шарика, гривы коня, гребня петуха и т. д.

Для отдельных видов художественных стеклянных изделий применяют комбинацию различных украшений: люстровыми красками и золотом, стеклянной крошкой и золотом, алмазной гранью и пескоструйной обработкой и др.

Классификация изделий. Художественные изделия из стекла классифицируют по назначению, материалу, способу изготовления, размерам, предприятиям-изготовителям.

По назначению изделия из стекла подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. К первой группе относят: предметы домашнего обихода — вазы для фруктов, конфет, салатницы, графины, фужеры, рюмки, приборы для чая, столовые комплекты, наборы различных предметов; принадлежности для курения — пепельницы; предметы туалета — настольные пудреницы, пульверизаторы. В группу изделий декоративного характера входят: предметы оформления интерьера — вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно; украшения — запонки, бусы, броши и др. К группе сувениров относят: плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры, канцы.

По материалу различают художественные стеклянные изделия из обычного (известково-натриевого), хрустального (с добавлением оксида свинца) и сульфидно-цинкового стекла.

По размерам изделия из стекла подразделяют на крупные (вазы для цветов высотой более 250 мм, графины вместимостью более 500 мм3, крюшонницы, салатницы диаметром более 150 мм и т.д.), средние (бокалы, вазы для цветов высотой до 250 мм, фужеры, сахарницы диаметром до 150 мм, тарелки и блюда диаметром до 150 мм и др.), мелкие (блюдца для варенья, бокальчики, стаканчики, подставки для ножей, солонки и др.).

По предприятиям-изготовителям различают художественные изделия из стекла: ленинградские, гусевские, дятьковские, эстонские, украинские и др.

Ленинградские художественные изделия из стекла. Начало бурного развития советского художественного стеклоделия было положено на Ленинградском  заводе художественного стекла, основанном в 1949 г. Созданный как экспериментальная база всесоюзного значения в 1940 г., завод прошел сложный и стремительный путь развития и стал центром советского художественного стеклоделия. Ленинградский завод художественного стекла специализируется на выпуске высокохудожественных сувенирно-подарочных изделий из бесцветного и цветного хрусталя с алмазной гранью и гравировкой.

В ассортименте изделий ленинградских художников большое место занимают всевозможные вазы для фруктов, конфет, цветов («Север», «Новоселье», «Кружево», «Колючий шарик», «Теплый вечер» и др.), бокалы («Ленинград», «Ростральная колонна», «Адмиралтейство»), фужеры и рюмки («Летний сад», «Юбилейный»). В небольшом количестве выпускают пепельницы. Широко представлены в ассортименте разнообразные наборы и комплекты («Метель», «Фиалка», «Аленка», «Березка», «Рыбка»). Особую группу составляют декоративные вазы и др.

Гусевские художественные изделия из стекла. Владимирская область занимает одно из первых мест в производстве художественного стекла. Гусевскии ордена Октябрьской революции хрустальный завод в г. Гусь-Хрустальном является ведущим среди стекольных заводов страны, выпускающих посуду и сувенирно-подарочные изделия из различных видов стекла. Основан завод в 1756 г. орловским купцом Мальцевым. Мастера Гусь-Хрустального выполняют изделия из непрозрачного (глухого) стекла, украшая их эмалью по мотивам металлической посуды XVII в. В XVIII в. гусевские мастера выпускали скромные по размерам и украшению кубки и штофы. Гладкие плоскости покрывали гравированным узором, подчеркивающим прозрачность стекла, расписывали красками или золотом, украшали вензелями или гербами заказчиков, растительными орнаментами. Роспись красками напоминала роспись керамических сосудов.

С конца XVIII в. и особенно в XIX в. стало широко применяться гранение хрусталя. Изменилась и форма хрустальной посуды. Она стала толще, ее линии — менее плавными и мягкими. Используя мотивы народной резьбы по дереву, мастера стремились подчеркнуть природную красоту стекла как материала, заставить его светиться и переливаться. Позднее в Гусь-Хрустальном появляется рубиновое стекло (для окрашивания используется медь). Однако в середине XIX в. производство художественного стекла на мальцевском заводе, как и всего отечественного стекла, приходит в упадок.

После Великой Октябрьской социалистической революции, несмотря на трудное время, по личному распоряжению В. И. Ленина заводу были выделены деньги, и в конце 20-х годов в Гусь-Хрустальном началось сооружение нового завода. Производство механизировали, В 20—30-е годы на Гусевском заводе изготовляли в основном дешевую стеклянную посуду по старым образцам, утилитарные изделия украшали вариантами бытовавших узоров. Уникальные вазы, сервизы создавали редко.

В конце 30-х — начале 40-х годов начался подъем художественного стеклоделия в Гусь-Хрустальном, широкое развитие оно получило в 60—70-е годы.

Современные гусевские мастера вырабатывают изделия как из обычного (силикатного) стекла, так и из свинцового (хрустального — бесцветного и цветного, в том числе окрашенного оксидами редкоземельных элементов). Техника исполнения — выдувание в форму и свободное (гутная техника). Украшают изделия алмазной гранью, гравировкой, а гутные работы — налепами.

Наряду с сохранением и развитием традиционных приемов производства на этом заводе широко используют способ непрерывной варки изделий из свинцового стекла и цветных стекол, окрашенных оксидами редкоземельных элементов.

В изделиях завода прослеживаются русские стекольные традиции. В своих работах гусевские мастера и художники отражают природу и архитектуру Владимирского края. Гусевский завод выпускает широкий ассортимент изделий как массового производства, так и уникального характера. Ассортимент предметов массового характера: различные вазы, конфетницы, стаканы, рюмки, фужеры, а также кружки для пива (медовухи), блюда и подносы, пепельницы, различные наборы хрустальных предметов, выполненные из хрустального и сульфидно-цинкового бесцветного и цветного стекла выдуванием в форму или гутной техникой. К уникальным изделиям относятся сервизы, столовые комплекты и наборы, рюмки, декоративные и подарочные комплекты, вазы для цветов и др.

Большое место в ассортименте художественных изделий занимают сувениры с изображением памятников старины. Расширяется выпуск скульптуры из стекла: фигурки птиц, животных, персонажи из сказок. Скульптуру выполняют чаще всего из цветного стекла в гутной технике; украшают налепами из стекла различного цвета.

В последнее время цветное стекло часто применяют при изготовлении не только скульптуры, но и декоративных и утилитарных изделий. Мастера широко используют цветное стекло и хрусталь с добавлением редкоземельных элементов: золотистые жбаны и графины, нежно-сиреневые и синие декоративные блюда и вазы прекрасно сочетаются с бесцветным, как капли воды, хрусталем.

Дятьковские художественные изделия из стекла. Дятьковский хрустальный завод в Брянской области основан в 1790 г.; выпускает четвертую часть хрустальных изделий, производимых в нашей стране. Специализируется он на выпуске посуды из бесцветного, цветного стекла и хрустальных изделий. Техника изготовления изделий из стекла — прессование с последующей доработкой. Украшают изделия алмазной гранью, гравировкой и матовой насечкой, мелкими поясками; выпускается накладное стекло.

Орнамент изготовляемых стеклянных изделий в основном геометрический: ромбы, реже звездочки, кружочки, клетки. Форма изделий — цилиндрическая или коническая, реже шарообразная, но может быть и любой (как например, тарелки «Лист»).

Отличительная особенность дятьковских изделий из стекла — художественное своеобразие форм и отделки, ровный блеск шлифовки, переливы утонченных граней.

Ассортимент изделий Дятьковского хрустального завода включает изделия посудной группы: приборы для воды («Паутинка», «Березка», «Хрустальная головка»), столовые («Гнездо»), для молочных продуктов («Ягодка»), наборы детской посуды («Рыбка»); наборы для вина. Большое место в ассортименте занимают вазы для цветов, шарообразные сервировочные вазы с разновысокими зубцами по краю и рельефной матовой поверхностью, вазы с лепесткообразными гранями, заполненными мелкими ромбами, дополненные неглубокой горизонтальной гранью вдоль корпуса, пересеченные двумя широкими лентами из тонких матовых линий и др. В небольшом количестве выпускают сувениры и подарочные изделия с эмблемой Дятьковского хрустального завода.

 

Украинские художественные изделия из стекла. Археологические находки свидетельствуют о том, что стеклоделие на территории Украины возникло еще во времена Киевской Руси. Наибольшего расцвета художественная обработка стекла достигла в XVIII столетии. Этим промыслом занимались по всей Украине, но особенно широкое распространение стеклоделие получило в северных и западных ее районах. Мастера изготовляли гутную скульптуру и черную разнообразных форм посуду, украшенную лепкой, спиральными рельефными нитками, цветными разводами, рисунками и гравировкой.

Во второй половине XIX в. небольшие гутные мастерские с их ручным трудом были вытеснены крупными стекольными заводами. Художественная обработка стекла пришла в упадок. Возрождение художественного стеклоделия на Украине относится к послереволюционному периоду. Выпуск посуды и художественных изделий на Киевском заводе художественного стекла, основанном в конце XIX в. на базе старинного стеклодельного производства, начался в 30-е годы XX в. В настоящее время завод специализируется на выпуске высокохудожественных изделий и сувениров. Здесь вырабатывают тонкие, гладкие красивые по форме и нежные по цвету бытовые изделия из цветного и бесцветного стекла и хрусталя, используя народные традиции украинского стеклоделия. Большое место в ассортименте занимают вазы. Исполняют их в гутной технике, выдувным способом и прессованием. Особый колорит гутным вазам придает различное сочетание цветов, например, зеленого, медового и бесцветного. Выдувные вазы и изделия декорируют алмазной гранью, иногда гравировкой. Среди других изделий — наборы для десерта, для вина, подсвечники, свадебные бокалы. В небольшом ассортименте изготовляют хрустальные композиции из стекла. Отличаются изделия киевских мастеров художественной обработки стекла богатой цветовой гаммой и декором. Львовская область является районом наиболее интенсивного развития художественной обработки стекла. Мастера Львовской экспериментальной керамико-скульпторной фабрики на основе лучших традиций гутного стекла постоянно ищут новые формы и способы украшения. Формы изделий диктуются самой техникой свободного выдувания, в основном массивные приземистые или стройные веретенообразные формы, а также фигурная посуда — графины в виде рыб, медвежат, женских фигур. Декорируются изделия налепами, цветными полосами, рельефной спиральной нитью, покрывающей весь корпус сосуда, либо отдельные части.

Ассортимент фабрики включает анималистическую скульптуру и скульптуру малых форм. Отличаются львовские изделия из цветного (или цветного с наполнителями) стекла художественной выразительностью и изяществом.

Эстонские художественные изделия из стекла. Стекло на территории современной Эстонии было известно уже в первом тысячелетии. Первой стекольной мануфактурой была мануфактура Хюти на острове Хийумаа в 1628— 1664 гг. В течение нескольких веков в Эстонии работало более 50 стекольных мастерских. В XIX в. наиболее значительными из них были Мелески, Эйдаперс и Вяндра. Самостоятельная художественная школа в Эстонии начинает формироваться в 30-х годах XX в. В 1934 г. в г. Таллинне была основана стекольная фабрика, которая стала крупным промышленным предприятием и выпускала изделия на мировом уровне. Ее продукция была известна за границей. В настоящее время в республике имеется несколько стекольных заводов. Наиболее значительный — завод «Тарбеклаасс» в г. Таллинне.

При изготовлении художественных изделий таллиннские мастера используют обычное силикатное стекло, бесцветное и цветное — розовое, фиолетовое, ярких оттенков. Изделия из стекла эстонских мастеров отличаются простой, чаще всего они бывают округлой формы. Декор обычно ограничивается гравированным узором или вовсе отсутствует. В окраске преобладают холодные, неяркие тона; наиболее распространена дымчатая окраска.

Способ изготовления изделий — свободное выдувание, выдувание в форму и прессование. Выпускают изделия с гладкой и декорированной поверхностью в технике гравировки, шлифования и росписи по стеклу.

В ассортименте эстонских изделий из стекла много разнообразных наборов и комплектов: для фруктов, сладких блюд, для питья, а также отдельные предметы посудной группы: мисочки для сладкого, сахарницы, сухарницы, конфетницы, кувшины, бокалы, фужеры, рюмки, стаканы для воды. Группа декоративных изделий представлена декоративными сосудами и вазами.

Несмотря на то, что эстонские мастера и художники используют для художественных изделий обычное стекло, их изделия отличаются тонкостью, изяществом, выразительностью.

Белорусские художественные изделия из стекла. В Белорусской союзной республике художественное стекло вырабатывает завод «Неман». Изготовляют белорусские мастера предметы бытового назначения: различные приборы для пива, молока, воды, наборы рюмок, фужеров, бокалов, а также отдельные предметы — графины, вазы. Большое место в ассортименте художественных изделий из стекла занимают вазы для цветов.

Способ изготовления изделий — выдувной, гутенский; многие выдуваются в накладное стекло. Отделывают и украшают изделия шлифовкой, алмазной гранью, сульфидной нитью по цветному фону, матовой гравировкой. Орнамент изделий из стекла главным образом геометрический: вертикальные, горизонтальные, пересекающиеся, наклонные  грани, между которыми наносят геометрический орнамент в виде ромбов, квадратов. Встречаются и рисунки «солнышко», «кустики», которыми чаще всего заполняют геометрические фигуры.

Своеобразное гранение и техника украшения утилитарных изделий из стекла белорусских выдувальщиков делают их изделия прекрасными оригинальными сувенирами.

Требования к качеству изделий из стекла. Сортность.

Требования к качеству изделий. Художественные изделия из стекла должны соответствовать утвержденным образцам-эталонам и требованиям нормативно-технической документации. Изделия должны иметь правильную форму и размеры, высокое качество декорирования, отличаться хорошей механической прочностью. Гравированные изделия должны иметь равномерную бархатистую поверхность. Шлифованная поверхность должна быть отшлифована до полной прозрачности. В изделиях с налепами не допускаются следы шлифования. Бесцветные изделия (особенно хрустальные) должны быть прозрачными. Посудные художественные изделия должны быть устойчивыми (поставленные на горизонтальную поверхность изделия не должны качаться). Внутренняя поверхность дна подносов должна быть ровной и обеспечивать устойчивость графинов, рюмок, стаканов и пр. Пробки к графинам должны быть притерты к горлу плотно. Стебель пробки и горло должны быть отполированы.

Сортность. Художественные изделия из стекла сортируют в зависимости от внешнего вида, физико-механических свойств и степени допускаемых дефектов.

При оценке качества художественных изделий из стекла учитывают дефекты стекломассы, выработки и обработки декорирования.

К дефектам стекломассы относят свили (нитеобразные и жгутообразные включения, отличные по составу от основного сырья), воздушные и газовые включения в виде мошки и пузырей, шлиры (прозрачные включения в форме капель или бугорков), рух (фарфоровые кристаллы стекла, образовавшиеся в результате неправильного хранения), желтоватые или зеленоватые оттенки цвета стекломассы.

К дефектам выработки и обработки относят разную толщину стенок краев и дна изделий, неравномерность окраски (если это не предусмотрено в качестве декоративного эффекта), осыпь края (щербины с внутренней и наружной поверхности края изделия), посечки (мелкие трещины на стенках изделия), несимметричность приставки ручек (если это не предусмотрено художником), морщинки и складки, царапины.

К дефектам декорирования относят просветы, несимметричность (если это не предусмотрено образцом-эталоном), недоводки и переводки рисунка,  отступление его от чертежа, заваленность алмазных граней, растрескивание, подтеки, выгорание, потемнение и непрочное закрепление люстровых и других красок, пленок благородных металлов, наличие незашлифованных участков.

Перечисленные дефекты резко ухудшают эстетические свойства художественных изделий.

Из указанных выше дефектов в декоративно-художественных изделиях не допускаются: утоныпение стенок, шлир, кривизна и качание изделий на ровной поверхности, насечки, осыпь края, потемнение красок, пленок, драгоценных металлов и др.

При оценке качества учитывают вид, размер, место расположения дефекта, а также размер изделия. В зависимости от сырья (обычное стекло или хрустальное), вида изделия и его назначения (посуда или декоративное изделие, сувенир) художественные изделия из стекла сортируют по сортам. Количество их регламентируют стандарты. Важнейшими из них являются ОСТ «Посуда и декоративные изделия из стекла» и ОСТ «Посуда и декоративные изделия из хрусталя». Чаще всего изделия из обычного стекла сортируют одним сортом, а изделия из хрусталя 1,2 и 3-м.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение изделий из стекла.

Маркировка. Художественные изделия из стекла маркируют путем наклейки на их дно заводской марки с указанием наименования предприятия-изготовителя или товарного знака, номера стандарта, розничной цены. Форма марки для каждого предприятия различна. Для каждого сорта изделия устанавливают свой цвет марки.

Упаковка. Художественные изделия и сувениры из стекла упаковывают в футляры и рекламные коробки. Коробки имеют перегородки (для фужеров, рюмок) либо изделия, находящиеся в коробке (вазы, салатницы и т. д.), предварительно завертывают в мягкую бумагу. На каждую коробку наклеивают этикетку или наносят штампик с указанием основных маркировочных данных: товарного знака и наименования предприятия-изготовителя, его ведомственной подчиненности и местонахождения; вида изделия, артикула, номера рисунка или разделки, сорта, номера МРТУ или ТУ, номера упаковщика и даты упаковки. Каждая партия изделий сопровождается паспортом, в которой указывают: дату выдачи паспорта, число изделий, номер МРТУ или ТУ, отметку ОТК о соответствии изделия МРТУ или ТУ.

Транспортирование. Для транспортирования художественных изделий из стекла и сувениров коробки с ними укладывают в ящики, заполняя свободные места стружкой или другими материалами. Перевозят изделия в контейнерах или вагонах, на которых предприятие-изготовитель крупным шрифтом должно сделать надпись «Осторожно, стекло». Для предохранения от толчков, ударов, неправильного положения в пути на ящиках делают надписи: «Верх», «Не кантовать», «Не переворачивать», «Не бросать», «Осторожно, стекло».

Хранение. Художественные изделия и сувениры из стекла хранят в сухих закрытых помещениях, защищая их от атмосферных осадков. Не следует допускать прямого попадания солнечных лучей на изделия. Продолжительное хранение в сырых помещениях может вызвать потерю блеска и прозрачности стекла, особенно хрустального. В связи с тем, что изделия из стекла — бьющийся товар, при переноске, укладке и т. д. обращаться с ним нужно осторожно. Хранить тяжелые изделия следует на нижних полках, средние и легкие — на верхних.

См. также: Процесс производства стеклянных изделий.

                 Стекло.