Финифть. Ювелирные украшения и изделия
      Email:  finifty@mail.ru
Заказать:  8(903) 125-50-69
                  8(926) 167-80-86
Корзина
Показать корзину
Ваша корзина пуста.
Продукция
Оптом
Финифть оптом.
Художественное стекло оптом.
Полезная информация
Финифть. Фото галерея.
Форум о финифти
Уход за серебром
Художественная эмаль
Ростовская финифть
Технология изготовления финифти
История Ростовской финифти
Сольвычегодск финифть.
Мастера финифти.
История Ростова
Иконы с финифтью.
Скань, филигрань, финифть.
The art of russian enamels
Про серебро
Как выбрать украшение?
Финифть в геральдике.
Процесс производства стеклянных изделий.
Художественное стекло.
Стекло.
Плетение из бересты.
Заготовка бересты.
Сувениры.
Китайский гороскоп. Знаки зодиака.
Все для праздника
Поздравления с Новым Годом.
Поздравления к 8 Марта
Пасхальные открытки.
Игры, розыгрыши, конкурсы.
Поздравления с Днем Рождения
Прикольные тосты, поздравления, анекдоты.
Праздничные кулинарные рецепты, напитки, коктейли.
Стихи про женские имена.
Стихи про мужские имена.
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Полезные ссылки
Художественная эмаль
ЭМАЛЬ. От (фр. email, от франк, smeltan - плавить; англ. enamel, нем. Email, Schmelz, древнерус. финифть) - техника, применяемая в ювелирном искусстве, прочное стекловидное покрытие, наносимое на поверхность металлического предмета и закрепляемое обжигом; существует и холодная эмаль (без обжига). Основой ювелирной (горячей) эмали служит стекло, пигментированное примесью окисей металлов. Различаются прозрачные, полупрозрачные (опаловые) и глухие (опаковые, компактные) эмали: прозрачность придает окись свинца в эмалевом составе, непрозрачность- окись олова.

Эмалевые художественные покрытия основаны на использовании особой стекловидной массы, которая наносится на поверхность изделия и обжигается в специальных муфельных печах. После обжига эмаль прочно приправляется к металлической основе и образует твердую декоративную блестящую поверхность.

Эмаль представляет собой кремниевый сплав, содержащий окислы калия, натрия и другие компоненты. Окрашивается этот сплав в тот или иной цвет в зависимости от включения в него окисей различных металлов. Например, различные оттенки красного цвета образуют определенные соединения золота, окиси железа и хрома. В желтый цвет эмаль окрашивается благодаря введению в нее трехокиси сурьмы, соединений серебра; в синий и голубой — окиси кобальта; в черный — окиси иридия и марганца. Помимо цветовой градации, палитра эмалей делится на прозрачные и так называемые опаковые — непрозрачные эмали. Опаковые сплавы получают посредством добавления в них окиси олова или трехокиси мышьяка. В старину для этих целей использовали такие «глушители», как костяная зола или каолин.

В процессе подготовки эмалевых сплавов к нанесению их на поверхность изделия и последующему обжигу куски (слитки) эмали тщательно дробят в металлической ступке. Затем растирают в каменной (агатовой) ступке до кондиции мельчайшего порошка, подобно тому, как в старину растирались пигменты красок. Чтобы порошок не распылялся, он обязательно смачивается. Перед нанесением эмалевой массы поверхность изделия обжигается, что позволяет предотвратить ее коробление в момент последующих многократных обжигов, а затем отбеливается.

Этап обжига самый сложный в эмальерном деле, on требует большого опыта, специальных знаний и определенного художественного чутья. Значительная часть сплавов имеет различные температуры плавления, и для того, чтобы избежать выгорания эмалевого покрытия, обжиг начинают с самых тугоплавких. Как правило, мастера делают многочисленные пробы обжига отобранных красок (эти пробы необходимы для определения точных температурных режимов плавления как односоставных, так и сложных, смешанных колеров). Кроме того, только пробные обжиги дают возможность более точно подобрать необходимый цвет, поскольку в процессе плавления некоторые эмали изменяют интенсивность своего цвета и приобретают новые оттенки. Нанесение и обжиг эмали даже одного цвета производится чаще всего в несколько приемов. Первый слой выполняет грунтовочные функции, по нему проверяют, как эмаль растекается по поверхности вырезанного для нее углубления в металле, либо в ячейках между скаными или вальцованными перегородками. Последующими слоями восполняют усадку эмалевой массы при плавлении и доводят уровень покрытия до верхнего края перегородок или поверхности металла. Иногда сверху наносится фондон — защитный слой бесцветной эмали.

В качестве основания для росписи по эмали используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. Эмалевый грунт, представляющий собой смесь растертой в порошок белой эмали с водой,  наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым "контрэмалью".

Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.

Для росписи по эмали используются огнеупорные краски с t пл. от 700 до 800 0С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге изменяет свой первоначальный цвет. Поэтому живописцы при работе пользуются палитрой-"опытницей" - белой эмалевой пластинкой с пробами красок. При помощи ее определяются температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.

На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается "подмалевок"- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается.
В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг.

При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Этот краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти свидетельствует о том, насколько трудоемка и сложна работа художника, ведь малейшее отклонение от строгой последовательности в работе, даже минутная передержка в процессе обжига могут привести к порче произведения, иногда даже на самом последнем этапе, когда роспись эмали уже почти готова. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает золотая или серебрянная оправа (сканю - филигрань), она изготавливается ювелиром. Вставленная в драгоценную оправу, усиливающую значимость и красоту эмали, русская миниатюра может пополнить любую частную коллекцию, стоять на столе, камине, висеть на стене, либо носиться как эксклюзивное ювелирное украшение, преподнесенное в знак любви или дружеского расположения. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.

Применение того или иного приема в эмальерном деле определяется технологическими и конструктивными особенностями укрепления эмали на изделии.

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ. Особенности использования этого технического приема заключаются в укреплении эмали внутри своеобразных ячеек, образованных припаянными к поверхности металла перегородками из вальцованной проволоки.

Толщина перегородок, представляющих линии определенного сюжетного и орнаментального изображения, может быть различной. Более толстыми намечаются очертания, а мелкими производится детализация изображения. В старину перед напаиванием перегородок мастера часто прочеканивали в металлической пластине углубления, которые затем как бы огораживались перегородками. Этот прием обеспечивал лучшее укрепление эмали в ячейках. Важным технологическим условием работы в технике перегородчатой эмали является применение тугоплавкого припоя для перегородок, температура плавления которого превышает режимы плавления всех используемых в работе эмалей.

Секретам перегородчатой эмали древнерусских художников обучили византийские мастера, однако в период татаро-монгольского ига производство изделий с перегородчатыми эмалями заглохло.

ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ. Под общим названием — выемчатая эмаль — объединяется сразу несколько приемов укрепления эмалевых сплавов при помощи создания специальных углублений (выемок) на поверхности изделия. В зависимости от технического замысла мастера, выемки выполняются в технике резьбы, чеканки, штамповки, литья либо гравировки, подобно тому, как подготавливается поверхность металлического изделия под чернь. Если эмалью покрываются значительные по площади выемки, то на их поверхности наносятся насечки или производится штриховая разделка резцом. Это необходимо для лучшего сцепления эмали с металлом. При небольших площадях покрытий с этой же целью часто производят так называемое поднутрение стенок углублений, заполняемых эмалевой массой.

Техника выемчатой эмали получила распространение в среде русских золотых и серебряных дел мастеров со второй половины XIV столетия и является традиционной техникой русского эмальерного искусства.

ЭМАЛЬ В СКАНЫХ ОБРАМЛЕНИЯХ Эмаль по скани во многом сходна с техникой перегородчатой эмали. Роль перегородок в покрытиях этого вида выполняет скань — витая проволока, из которой набираются различные орнаментальные композиции.

Использование данного технического приема в русском ювелирном деле имеет многовековую историю. В практике же зарубежных художественных школ, напротив, этот прием — большая редкость. Именно поэтому эмаль в сканых обрамлениях за рубежом порой называют «русская эмаль».

ЭМАЛЬ ПО РЕЛЬЕФУ. В техническом отношении этот прием один из самых сложных в эмальерном деле. Неслучайно русские мастера его освоили лишь во второй половине XVII века, несколько позже эмальеров некоторых зарубежных художественных центров. Вместе с тем именно с периодом широкого использования этой техники совпадает один из самых ярких расцветов отечественного эмальерного искусства в конце XVII столетия.

Покрытие высоких чеканных и литых рельефов осложнено тем, что при обжиге эмаль не удерживается па выпуклых участках поверхности предмета и либо стекает в более низкие части рельефа, либо выгорает.

Технология работы эмали по рельефу имеет следующую последовательность. На объемные участки поверхности изделии ровным слоем наносится кашеобразная эмалевая масса, из которой перед обжигом удаляют излишнюю влагу фильтровальной бумагой. Затем изделие помещают в печь и выдерживают там до того момента, когда эмаль начинает растекаться по поверхности. Если после обжига образуются участки оголившегося металла или трещины в эмалевом покрытии, на эти места наносится новый слой массы, после чего обжиг повторяется. Строгая последовательность обжига в режиме от тугоплавких к легкоплавким эмалям, а также применение наиболее качественных эмалевых сплавов являются важным условием работы в технике эмали по рельефу.

ЭМАЛЬ РАСПИСНАЯ (ЖИВОПИСНАЯ МИНИАТЮРА). Эмалевая роспись наносится на поверхность изделия или специально подготовленной пластины, покрытой слоями грунтовой и покровной эмали. Перед нанесением грунта предмет обжигается, протравливается и сушится. На грунтовый слой наносятся, как правило, несколько слоев белой эмали. После каждой прокладки и следующего за пей обжига поверхность выравнивается бруском, и предмет дополнительно обжигается. При подготовке пластины для миниатюрного живописного изображения эмалевый слой обязательно наносится и на ее оборотную сторону. Это необходимо для того, чтобы при многократных последующих обжигах тонкий лист металлической основы не коробился.

После предварительной разметки роспись выполняется специальными красками на эфирных маслах, и практически каждое нанесение нового колера сопровождается обжигом с учетом температуры его плавления. В заключительной стадии живописное изображение иногда покрывается защитным слоем фондона.

ЭМАЛЬ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ НАКЛАДКАМИ Отличительной чертой этого эмальерного приема является вплавление между слоями эмали изображений, вырезанных из фольги, а также рельефных фигурных металлических пластин. Плоские накладки обычно сплошь покрываются несколькими эмалевыми слоями и выглядят как бы плавающими внутри прозрачного стекловидного покрытия, а рельефные — чеканные или штампованные — приплавляются лишь краями, при этом высокие участки рельефа возвышаются над эмалевой поверхностью. Выступающие части рельефного изображения также иногда расцвечиваются эмалями, но для этого применяются только самые легкоплавкие из них.

ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ. Конструктивной основой витражной эмали служит не металлическая плоскость, как при использовании прочих эмальерных приемов, а сканая или выпиленная в металлической пластине ажурная сетка. Сквозные отверстия этой сетки заполняются эмалевой массой, и предмет обжигается. Возникающие после обжига просветы вновь затягиваются эмалевой массой и подвергаются дополнительному обжигу. Повторяется эта операция вплоть до сплошного «застекления» сквозных отверстий.

Этот, требующий исключительно высокой квалификации и кропотливого труда технический прием получил широкое распространение в среде русских так же, как и западноевропейских эмальеров, лишь во второй половине XIX века, хотя первые упоминания о нем относятся к эпохе Возрождения и даже античному периоду.

ЭМАЛЬ «ГИЛЬОШЕ» (ЭМАЛЬ ПО ГИЛЬОШИРОВКЕ). Особенности использования этого приема заключаются в покрытии несколькими слоями прозрачной цветной эмали, а также фондоном поверхности металла, гравированной специальным механическим приспособлением, работающим но принципу пантографа.

Эмаль «гильоше» впервые получила распространение в творчестве французских ювелиров XVIII века. В России этот прием особенно широко использовали в последней трети XIX — начале XX столетия мастера ювелирных фирм Сазикова, Фаберже и других.

ТРАНСПАРАНТНАЯ ЭМАЛЬ. Пластические свойства стекловидных сплавов в XIX веке обеспечивали устойчивое соединение декоративного покрытия и металлической основы уже без предварительной фактуровки поверхности предмета. Иногда перед нанесением эмали поверхность обрабатывалась химическими растворами, например подвергалась протравке кислотами. Это представляло возможность мастерам покрывать тонким прозрачным слоем эмали обширные гладкие или рельефные поверхности. Трапспарантной эмалью мастера также часто называют фондон — верхний прозрачный защитный слой и даже так называемый эмалевый лак.

 
 
                 Мастера финифти.
 
                 Скань, филигрань, финифть.

 

 

 
Другие изделия
Кольцо Золушка
Кольцо Золушка
200.00
В корзину
Брошь
Брошь
1 100.00
В корзину
Бегемот
Бегемот
20.00
В корзину
Желаем приятных покупок!
Rambler's Top100 Яндекс цитирования хостинг от .masterhost