Возникновение промысла. К художественным изделиям из металла относятся произведения декоративно-прикладного искусства, предназначенные для использования в быту и как украшения.

Наиболее древние металлические художественные изделия, найденные на территории СССР, датируются III тысячелетиями до н. э.

Азербайджан — один из старейших центров древней культуры обработки металла. Археологические находки на территории Азербайджана свидетельствуют о распространении искусства обработки металла здесь ее в Ш—II тысячелетии до н. э.

Ко III вв. до н. э. относится ювелирное искусство Казахстана, о чем свидетельствуют фигурки животных из металла и Другие изделия, найденные при раскопках в районе Усть-Каменогорска и других местах. Много золотых и серебряных украшений найдено в Берккаринском. могильнике и в Каргалинском кладе.

Литье, гравировка, чеканка и другие вещи художественной обработки металла в Армении уже достигли высокого уровня во II тысячелетии до н. э.

Мастера серебряного дела селения Кубачи (Дагестан) в VI в. пользовались большой известностью, а селение Гоцатль (Дагестан) было центром медночеканного дела еще 300—500 лет назад. В конце XVII— начале XVIII в. получили известность изделия с черневым узором, украшения с вставками из поделочного камня и цветного стекла аварских мастеров. Во второй половине XIX в. в Гоцатле и близлежащих селениях широко распространились глубокая, сильно прочеканенная гравировка и четкий черневой узор.

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.

Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIVXVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

С глубокой древности известен один из видов художественной обработки металла — художественное эмалирование. Возникло это искусство примерно в VIIIX вв. Летописи и сохранившиеся изделия говорят о существовании финифтяного производства на Руси в XII в. Техника цветных эмалей была заимствована из Византии, но русские мастера сумели придать искусству эмали национальные черты.

Со временем техника финифти видоизменялась и обогащалась. Вначале мастера использовали перегородчатую и выемчатую эмали, затем появляется техника, финифти по литью, гравировке и рельефу. Во время монголо-татарского нашествия техника перегородчатой эмали была утрачена. И в течение XIVXV вв. финифть не играет важной роли в украшении предметов, а используется лишь как фон для металлических литых или чеканных изображений.

Возрождение искусства финифти относится к XVI в., а расцвет его — к XVII в. В этот период используются многообразные технические приемы и расцветки. В середине XVII в. техника финифти обогащается еще одним приемом.— росписью особыми огнестойкими красками.

Производство изделий с расписной финифтью организуется одновременно в Москве и Сольвычегодске в 40-х годах XVII в., а в начале XVIII в. к ним добавляются новые центры — Петербург и Ростов Великий.

Финифтью украшали изделия бытового назначения (тарелки, блюда, ножи) и церковную утварь. Тематика изделий была церковной. К началу XIX в. на финифтяных изделиях появляется светский портрет. Значительных размеров финифтяное производство достигло в XIX в. в Ростове Великом. В середине и второй половине XIX в. на ростовскую финифть заметное влияние оказывает академизм. К концу XIX в. в связи с общей капитализацией промыслов угасают и промыслы росписи по эмали. Восстановление искусства художественного эмалирования начинается после Великой Октябрьской социалистической революции.

Древнее искусство черни по серебру и золоту возникло в X в. в Чернигове и получило дальнейшее развитие в XVIXVII вв. Черневая миниатюра широко распространилась в XVIII в. в местных художественных центрах Севера и Сибири. Мастера заимствовали технику черневых узоров из книг и гравюр, вносили элементы народного искусства.

Особенно большую известность получило черневое искусство во второй половине XVIII в., когда оно сосредоточилось в Великом Устюге Вологодской области. В это время здесь сложился свой стиль оформления серебряных изделий чернью. Для великоустюжских изделий XVIII в., характерна очень темная черневая гравюра на слегка углубленном золотом канфаренном фоне. Черневое искусство Великого Устюга оказало большое влияние на развитие серебряного дела в Тобольске. Конец XVIII и первая половина XIX в. характеризуются постепенным сокращением производства серебрянных черневых изделий.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань— вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью.  Гладкая  проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы   проволока становится плоской, в виде ленточки. 

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Художественная обработка металла — один из наиболее древних промыслов Эстонии. Кузнечное дело, имеющее первоначально утилитарный характер, переросло в декоративно-прикладное искусство. Изготовление украшений из металла достигло в XVII в. Подлинного расцвета. Фибулы и броши, служившие застежками Для одежды, дополнялись ожерельями и нагрудными цепями, руки Украшались перстнями и браслетами.

В конце XVIII в. на Урале в Каслинском районе зародился промысел художественного литья из чугуна.

Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения прикладной и художественной скульптуры, начиная с Узорчатых канделябров, кружевных блюд, миниатюрных копий коней Клодта, тех, что украшает Аничков мост в Ленинграде, и кончая ювелирными поделками, которые обычно выполняли из золота, платины, серебра. Они пользовались большим спросом на мировом рынке. В Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что равный ему по массе серебряный.

В начале XIX в. на Урале (на бывшем Косотурском заводе) зарождается искусство украшения боевого оружия. В те времена клинки украшали не гравировкой, а главным образом рисовкой кистью с последующей вытравкой фона. Художники умело сочетали блестящую и матовую позолоту и синь с полированной сталью клинка создавая незаурядные произведения искусства. Тематикой узоров были изображения воинов, сцены быта, охоты, виды Урала. Во второй половине прошлого столетия в Златоусте началось изготовление бытовых вещей: гравюр, изображающих уральскую природу, кубков, письменных приборов, портсигаров, подносов и различных сувениров. К концу XIX в. основной техникой златоустовских изделий становится насечка золотой и серебряной нитью по синему фону. В это время златоустовская гравюра на металле достигает наивысшего расцвета.

С XVI в. известны промыслы по художественной обработке металла в Павлово-на-Оке. В начале XIX в. Павлово становится крупным центром металлообрабатывающей промышленности. Искусно украшенные гравировкой ружья, ножи, пистолеты и другие изделия (ножницы, замки) были известны не только у нас в стране, но и за рубежом.

С 40-х годов XIX в. декоративно-прикладное искусство переживает период упадка. Для него характерно механическое соединение форм и орнаментов.

Нового расцвета искусство художественной обработки металла достигло лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Советская власть объединила артели в заводы, фабрики, возродила многие художественные промыслы, дала им материальную поддержку. Были механизированы некоторые процессы, разработаны на основе старых традиций новые способы украшения изделий. Предприятия стали принимать активное участие в различных выставках, в том числе международных.

Материалы для производства. В производстве художественных изделий и сувениров применяют в основном цветные металлы — медь, алюминий, цинк, олово; из благородных металлов — серебро, реже — золото. Кроме того, цинк и олово используют для получения сплавов и припоев, а хром и золото — для улучшения внешнего вида изделий, защиты их от коррозии и истира­ния. Находят также применение кадмий, ртуть, сурьма, висмут, мышьяк, кобальт, вольфрам, молибден, марганец. Их используют главным образом в виде небольших добавок к сплавам для изменения их свойств или в качестве покрытий. Из сплавов черных металлов используют чугун и сталь, из сплавов цветных металлов — чаще других мельхиор, нейзильбер, томпак, полутомпак, латунь, бронзу.

Медь — металл красноватого цвета. Обладает высокой вязкостью и пластичностью, в связи с чем применяется для изготовления изделий с очень сложным орнаментом (узором). Проволока из красной меди в отожженном состояний становится настолько мягкой и пластичной, что из нее без труда можно вить всевозможные шнуры и выгибать самые сложные элементы орнамента. Кроме того, она очень легко спаивается сканым серебряным припоем, хорошо серебрится и золотится. Эти свойства меди делают ее незаменимым материалом при производстве филигранных изделий.

Коэффициент линейного и объемного расширения меди при нагревании приблизительно такой же, как у горячих эмалей, в связи с чем при остывании эмаль хорошо держится на медном изделии, не трескается, не отскакивает. Благодаря этому мастера для производства эмалевых изделий предпочитают медь всем другим металлам.

Алюминий — металл серебристо-белого цвета с голубоватым оттенком, пластинчатый, хорошо прокатывается, штампуется, полируется, устойчив к коррозии. Эти свойства позволяют использовать алюминий для изготовления различных видов украшений с последующим их анодированием и окраской под золото или в другие цвета, а также многих сувениров — нагрудных знаков, брелоков, макетов и др.

Цинк — металл синевато-серого цвета с сильным металлическим блеском. Обладает высокой жидкотекучестью, что дает воз­можность использовать его для производства ажурных работ, а также для припоев.

Олово — металл серебристо-белого цвета, очень ковкий. Легко раскатывается в тончайшие листочки — оловянную фольгу, хорошо вытягивается в проволоку. Применяется в качестве припоя.

Хром — металл очень красивого серебристо-белого цвета с синеватым отливом. Характеризуется большой твердостью, стойкостью против действия влаги, щелочей, азотной кислоты, боль­шинства газов и органических кислот, а также большой сопротивляемостью механическому износу. В производстве художественных изделий, хром Используют  как  защитно-декоративное  покрытие.

Серебро — благородный металл белого цвета. Отличается красивым внешним видом, хорошим блеском и наивысшей отражательной способностью, высокой стойкостью к воздействию химических соединений и атмосферных влияний. Это позволяет применять его для покрытий (серебрения) изделий из неблагородных металлов. Серебро легко прокатывается в тонкие листы и вытягивается в тонкую проволоку, поэтому служит хорошим материалом для производства филигранных изделий. В чистом виде  его применяют для изготовления высокохудожественных эмалевых изделий, изделий, выполняемых чеканкой, гравировкой, или черневых серебряных изделий. Серебро — основной компонент в серебряных твердых ювелирных припоях, которыми спаивают серебряные, медные и другие изделия.

Золото — благородный металл желтого цвета с сильным блеском, мягкий, легкотягучий, ковкий, тяжелый. Оно обладает многими ценными свойствами: не соединяется с кислородом воздуха, не изменяется от действия сероводорода, устойчиво к большинству кислот и щелочей. Золото растворимо только в царской водке (смесь азотной и соляной кислот в соотношений 1:2 или 1:3), хлорной и бромной воде и растворе цианистого калия. В производстве золото применяют для золочения художественных изделий из неблагородных металлов.

Чугун — сплав железа с углеродом, черного цвета, обладает высокими литейными свойствами. Используется для литых и ажурных работ.

Стальсплав железа с углеродом (до 2 %), содержащие примеси марганца, кремния, серы, фосфора, а иногда и дополнительные (легирующие) элементы: хром, никель, вольфрам и др. Она более пластична, чем чугун, очень твердая, устойчива к коррозии.

Томпак —сплав меди с цинком (10—12 %), меднокрасного цвета, пластичный, с высокой температурой плавления, хорошо поддается обработке в холодном состоянии.

Полутомпак — отличается от томпака большим содержание!» цинка (15—20%), по свойствам аналогичен томпаку, но светлее последнего.

Латунь — сплав меди с цинком (32—43%), желтого цвета. Обладает большой пластичностью, хорошо поддается горячей и холодной обработке давление.

Мельхиор — сплав меди с никелем (12—20%). Имеет серебристый, с чуть желтоватым оттенком, цвет. Отличается от сплавов меди с цинком более высокой температурой плавления. Применяется для получения филигранных изделий или для изготовления столовых. приборов, с покрытием серебром (до 24 мкм).

Нейзильбер — сплав меди с никелем (15 %) и цинком (20 %), красивого серебристого цвета. Используется так же, как мельхиор.

Бронза — сплав меди с оловом (от 2 до 11%) с добавкой цинка и свинца. Имеет красивый светло-желтый цвет. Обладает высокой температурой плавления, хорошими литейными свойствами. Применяется при изготовлении скульптур малых форм и сувенирных медалей.

Производство изделий. Производство художественных изделий из металла включает операции по формованию, обработке изде­лий и отделке поверхности. Формование изделий производят разными способами — литьем, давлением, дифовкой, ковкой, гнутьем, штамповкой, резанием и др.

Литье — формование изделий из расплавленного металла. Существует несколько способов художественного литья: отливка изделий в одно- или двухстороннюю земляную форму с примене­нием опок по выплавляемым моделям; в кокиль (металлическую разъемную форму); в цельные земляные формы, получаемые путем заформования и последующей выплавки восковых моделей (при­меняется при отливке уникальных изделий сложной конфигура­ции); в оболочковые формы, когда поверхность изделий пред­варительно покрывается силикатной оболочкой, обеспечивающей чистоту отливки (прецизионное литье), и т. д. Литье применяют при изготовлении художественных изделий из чугуна, бронзы алюминиевого сплава (силумина) и цинковых сплавов.

Давлением изготовляют художественные изделия из сплавов меди и других металлов. Различают следующие разновидности давления: прокатку, волочение, ковку, штамповку и вытяжку. Прокатку (пропускание между вращающимися валами) используют для получения профильных изделий. Волочение заключается в протягивании круглых прутьев или толстой проволоки (катанки) через глазки волочильных досок. При многократном протягивании через глазки разного диаметра получается тонкая проволока.

Ковка — пластическая обработка металла путем плющения ударами молотка, прессом, изгибания, скручивания, рубки и т. д. Художественная ковка — один из древнейших способов обработки металлов. Существуют два вида ковки: горячая — с предваритель­ным нагреванием заготовки и холодная — без нагревания.

Гнутье — упрощенная разновидность ковки. Выполняется склепыванием или свариванием гнутых элементов заготовки.

Дифовка (выколотка) — древний прием холодной обработки листового металла толщиной не более 2 мм. Производится ударами молотка непосредственно по металлу, в результате чего он тянется, изгибается и приобретает нужную форму.

Штамповкой листового металла вырубают детали изделий, пробивают отверстия.

Резание применяют при изготовлении деталей изделия, придании им необходимой формы, подготовке к соединению и т. д. Резание осуществляют распиливанием или снятием струж­ки при опиловке напильником, строганием, сверлением, нарезанием резьбы и др.

Гальванопластика — тиражирование художественных изделий электролитическим путем, т. е. посредством наращивания металла в формы (гипсовые, восковые, графитовые), подвешиваемые в растворе электролита и находящиеся под воздействием электрического тока. При обработке художественных изделий гальванопластикой используют чистую медь, цинк, серебро.

Чеканка может служить самостоятельным способом изготовления и украшения художественных изделий.

Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из прово­локи выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудо­емок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных ху­дожественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора, как было описано выше. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ от­делки художественных изделий из металла.

Обработка художественных изделий из металлов включает несколько операций: галтовку — механическую очистку поверхности во вращающихся барабанах с опилками и абразивными материалами; крацовку — обработку поверхности вращающимися металлическими щетками для получения шелковистой фактуры изделия (применяется и как промежуточная операция перед нанесением гальванопокрытий); шлифование абразивными кругами и пастами или шкуркой (вручную или машинным способом); термическую обработку — закалку (для повышения твердости), отпуск и отжиг (для придания мягкости и пластичности).

Отделку художественных изделий из металла производят для повышения их эстетических свойств и защиты от коррозии, а также для большей декоративности (шлифовка с последующей полировкой, азотирование, анодирование, воронение, хромирование, меднение, серебрение, золочение, окраска с лакированием).

Тщательную шлифовку металлических изделий осуществляют вручную или машинным способом с помощью шкурки, абразивной пасты или круга.

Окраску изделий выполняют масляными или эмалевыми крас­ками.

Азотирование — термическое окрашивание металла в газовой среде.

Полировку производят на вращающихся войлочных кругах с использованием полировочных паст (крокуса, оксида хрома и др.). При необходимости отдельные участки поверхности полируют ручным инструментом — полировальником. Иногда применяют хи­мическую или электрохимическую полировку в специально оборудо­ванных ваннах. Цель полировки — придание металлическим изде­лиям зеркального блеска.

Анодирование заключается в электрохимической обработке поверхности изделий из алюминия для получения прозрачной и прочной оксидной пленки, поддающейся проникающему окраши­ванию и полировке. Анодированием изделия из алюминия могут быть окрашены в золотистый, серебристый и другие цвета.

Воронение — нагревание изделий в щелочном растворе или мас­ляной эмульсии для образования оксидной пленки сине-фиолетового, коричневого или красновато-бурого цвета. Кроме защиты изделий от коррозии воронение выполняет и декоративную роль.

Хромирование, меднение, серебрение и золочение — нанесение электролитическим или химическим способом антикоррозийных декоративных покрытий.

В декоративных целях применяют отделки: зернь, матование, эмаль (финифть), роспись по эмали, «мороз по жести», чеканку, гравировку, накатку, насечку, чернь, травление, оксидирование.

Зернь — украшение отдельных элементов изделий кернерами (напаянными металлическими шариками диаметром от 0,5 до 3— 4 мм). Используют для декорирования филигранных изделий, обычно в сочетании с филигранью.

Матование — обработка поверхности изделий из металла струей сухого песка или абразивной эмульсией с помощью пескоструйных аппаратов. Производится для получения мелкозернистой матовой фактуры изделий.

Эмалирование — декоративное покрытие поверхности художественных изделий из металла стекловидной массой (эмалью). Применяемые на предприятиях художественных промыслов эмали подразделяют по составу, цвету, светопроницаемости, способу нанесения.

По составу различают эмали холодные (изготовляют на основе мочевиноформальдегидных смол и наносят на изделие кистью или распылителем, затем изделия сушат) и горячие (стекловидные глазури в виде пасты, которую накладывают на изделие шпателем, затем изделие высушивают и обжигают). Художественные эмали бывают белые и цветные. В зависимости от светопроницаемости эмали подразделяют на прозрачные (металлическая основа изделия просвечивает сквозь эмаль), полупрозрачные, или палевые (переливающиеся на свету), и непрозрачные (глухие).

По способу нанесения эмалевого покрытия различают следую­щие виды эмалей: выемчатая, перегородчатая, эмаль по резьбе, по рельефу, поливная с накладками, расписная. Выемчатая эмаль заполняет углубления, сделанные резьбой, штамповкой или отлив­кой металла. Перегородчатая эмаль заполняет ячейки, образован­ные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям рисунка. Эмаль по резьбе (гравировка) — прозрачная, наносится на поверхность металла, покрытого резьбой. Эмаль по рельефу (чеканному, литому) — прозрачная и глухая, наносится на рельеф изделия. Поливная эмаль с накладками — покрывающая предмет сплошь одноцветная эмаль, на которую перед последним обжигом кладут тисненные из золотого или серебряного листа изображения и орнамент. Расписная эмаль (живописная, или финифть) наносится на изделие; изделие расписывается эмалевыми красками, закрепленными обжигом.

Производство эмалевых изделий включает три этапа: эмалирование, ювелирную обработку и сборку.

Процесс изготовления финифти требует большого практического опыта и профессионального чутья мастера. Малейший промах может безвозвратно загубить почти уже готовое изделие.

Вначале способом штамповки из меди вырубают пластинку, соответствующую по размерам и форме будущему изделию. Пластинку обжигают (для удаления жировой смазки) при температуре 500—600 °С. Затем ее промывают жидкой, разведенной на воде эмалью, и сушат в сушильном шкафу. После этого пластинку с помощью ситечка посыпают размолотой в шаровой мельнице эмалью. Посыпанные пластинки складывают на железную, промазанную мелом пластинку, и обжигают в муфельной печи при 850—900 °С в течение 3—4 мин. В процессе обжига эмаль плавится и закрепляется на медной заготовке. В связи с тем, что эмалевый порошок, покрывающий заготовку, очень тонок и неровен, процесс нанесения эмали и последующего ее обжига повторяется несколько раз. Чтобы заготовка более равномерно прогревалась и эмаль на лицевой стороне не потрескалась, тыльную сторону заготовки покрывают «контрэмалью». Этот процесс трудноуправляем и очень важен, так как от него в итоге зависит качество изделий — прочность, блеск, долговечность финифти.

Следующий этап получения финифтяных изделий — роспись. Художник переносит на заготовку рисунок (по заранее разработанному эскизу) и начинает ее расписывать фарфоровыми красками, разведенными на масле. Эта работа требует от него большого чутья, так как цвет краски в порошкообразном состоянии значительно отличается от того цвета, который получается после обжига. Живописец обязан знать, какие краски нужно смешать, чтобы достичь желаемого эффекта, какой плотности должен быть мазок. Роспись наносят несколько раз, и после каждого покрытия заготовку обжигают при температуре 800— 900 °С. Иногда пластинки расписывают и обжигают три, четыре и более раз, пока художник не почувствует, что достиг необходимой цветовой гаммы. После росписи пластинка готова к сборке.

Параллельно с приготовлением пластинки готовят оправу. Из вальцованной и крученой медной проволоки мастер набирает по образцу на бумаге рисунок и приклеивает клеем, затем посыпает серебряным припоем и спаивает на горелке. Бумага и клей выго­рают, получается черневая оправа. Ее иногда украшают зернью, отбеливают, серебрят, оксидируют. Далее сборщики закрепляют расписную пластинку в оправу.

Роспись по эмалинанесение на металлические пластинки (изделия), покрытые одноцветной эмалью (чаще всего глухой белого цвета), различных изображений. Роспись осуществляют жаростойкими керамическими красками и закрепляют повторным обжигом.

«Мороз по жести» — выявление кристаллической структуры олова на поверхности луженых изделий, заключается в лужении, резком охлаждении заготовок, травлении жести раствором соляной кислоты, покрытии поверхности изделий цветным прозрач­ным лаком.

Чеканка (торевтика) — получение рельефных изображений на поверхности художественных изделий из металла. Осуществляется разными способами: осаживанием металла на подкладной матрице; нанесением плоскорельефного рисунка специальными штампиками; свободным формированием рельефа на пластинчатой подкладке из резины, свинца, смолы. Для образования рельефного рисунка в этом случае применяют набор различных инструментов, имею­щих форму притуплённых зубилец, которые помещают между молотком и изделием.

Гравировка — нанесение на поверхность изделий из металла неглубоких порезок с помощью специальных резцов — штихелей. Гравировка бывает штриховая (рисунок выполняется контурными линиями и штрихами) и рельефная (когда производятся выборка фона и рельефная разделка деталей изображения).

Накатка — нанесение рельефного рисунка на изделия концентрической формы. Заготовку изделия закрепляют на токарном станке. Вращаясь, она соприкасается со стальным колесиком, на котором выгравирован соответствующий узор.

Насечка — способ получения узора инкрустацией по стали или слоновой кости серебром, золотом или медью, заключается в выборке штихелем углублений на поверхности изделия и забивке металлической проволоки или пластинок из материалов, применя­емых для инкрустации.

Чернь (ниэло)получение черневого графического узора на поверхности изделий из серебра. Чернь наносят обычно на серебряные или золотые изделия. Техника изготовления черневых изделий состоит из нескольких основных процессов: гравировки, нанесения черневого рисунка, обжига, шлифовки и полировки. Вначале на изделие гравировкой наносят будущий узор. От мастерства гравера во многом зависит художественная ценность и выразительность задуманного узора. После гравировки изделие тщательно очищают и посыпают ровным слоем черни (размельченного в порошок сплава, состоящего из олова, меди, серебра, свинца, серы). Затем изделие обжигают в горне на небольшом огне. Во время обжига чернь плавится и заполняет углубленные штрихи гравировки. Остывшее изделие шаберами и напильниками очищают от затвердевшей черневой массы. Чернь остается только в выгравированных местах. Далее следует шлифовка и полировка изделия, в результате чего на поверхности серебра выступает черневой рисунок.

Глубокое травление заключается в получении различных плос­корельефных изображений электрохимической обработкой по­верхности изделий из металла.

Оксидирование (патинирование) — способ ускоренного образования естественной оксидной пленки на поверхности изделий (медных, серебряных, латунных, бронзовых) путем ее обработки смесью полисульфидов, кислот и других реагентов.

 
                 Художественная эмаль.
 
                 Ростовская финифть.
 
                 История Ростовской финифти.