Финифть. Ювелирные украшения и изделия
      Email:  finifty@mail.ru
  Купить:  8(903) 125-50-69
                  8(926) 167-80-86
Корзина
Показать корзину
Ваша корзина пуста.
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Продукция
Оптом
Финифть оптом.
Художественное стекло оптом.
Полезная информация
Финифть. Фото галерея.
Уход за серебром
Художественная эмаль
Ростовская финифть
Технология изготовления финифти
История Ростовской финифти
Сольвычегодск финифть.
Мастера финифти.
История Ростова
Иконы с финифтью.
Скань, филигрань, финифть.
The art of russian enamels
Про серебро
Как выбрать украшение?
Финифть в геральдике.
Процесс производства стеклянных изделий.
Художественное стекло.
Стекло.
Плетение из бересты.
Заготовка бересты.
Сувениры.
Китайский гороскоп. Знаки зодиака.
Все для праздника
Поздравления с Новым Годом.
Поздравления к 8 Марта
Пасхальные открытки.
Игры, розыгрыши, конкурсы.
Поздравления с Днем Рождения
Прикольные тосты, поздравления, анекдоты.
Праздничные кулинарные рецепты, напитки, коктейли.
Стихи про женские имена.
Стихи про мужские имена.
Полезные ссылки
Про Финифть

Финифть - древнее название эмали, от греческого «фингитис», что в переводе означает «светлый, блестящий камень». Финифтью назывались все виды эмали в Древней Греции и затем в Византии, откуда искусство художественной эмали в Х веке пришло в Россию. Начиная с самых ранних времён, эмаль использовалась для украшения предметов из золота, серебра и меди. Эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней, а иногда могли поспорить с ними по красоте. Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника - роспись по эмали. Ее уникальность в долговечности, проверенной столетиями, так как прошедшие через огонь краски веками не теряют яркость и блеск. Элитарный, эксклюзивный характер эмалевых миниатюр обусловлен высоким живописным мастерством художника и чрезвычайно сложным, трудоемким процессом их изготовления.

В истории развития финифти в различные периоды отмечены особенно ярким расцветом той или иной из национальных художественных школ. Интенсивное развитие финифти, как правило, было обусловлено подъемом художественной культуры общества, и поэтому в мастерстве эмальеров часто прослеживается воздействие творческого опыта, накопленного художниками родственных видов декоративно-прикладного, а также монументального и станкового искусства. Так, например, становление во Франции в XII—XIII столетиях знаменитого эмальерного центра в Лиможе было в известной мере предопределено необычайно высоким уровнем развития графического искусства и прежде всего книжной миниатюры эпохи средневековья, так же, как творческие достижения иранских миниатюристов XVI—XVII веков широко использовались мастерами финифти местных художественных школ Герата и Исфахана. Своеобразный стиль акварельного письма, рисунков тушью, а также лаковых росписей послужил основой для формирования и развития средств художественной выразительности в творчестве мастеров японской и китайской эмалевой миниатюры.

Во взаимодействии с различными видами графического мастерства развивалось, главным образом, искусство расписной финифти. Среди прочих разновидностей технических приемов эмальерного дела перегородчатая финифть родственна, например, технике кладки мозаичных панно, и не случайно, что она особенно быстрыми темпами развивалась в Византии в IX—XII столетиях, когда монументальное искусство в этой стране достигло совершенства. Под влиянием технологии и художественных приемов другого вида монументального искусства — витража — в творчестве западноевропейских ювелиров эпохи Возрождения получила распространение техника «оконной» эмали. Взаимосвязь финифти с разнообразными видами художественного творчества прослеживается практически на всех этапах истории развития финифти, однако в позднее время эта связь часто становится более опосредованной и дифференцированной. Особенно хорошо это видно на примере произведений, где художники использовали смешанные технические приемы, а также приемы, рассчитанные на создание декоративных эффектов, возникающих при использовании определенных механических средств, как, скажем, в эмали «гильоше», — гравировального станка или штамповочного приспособления для финифти с вплавленными рельефными накладками.

Использование мастерами финифти художественного опыта мастеров, работавших в различных видах современного искусства финифти, а также интенсивное накопление собственных профессиональных навыков способствовали ускоренному развитию определенного технического приема, использование которого позволяло мастерам реализовать свои творческие замыслы. Именно поэтому в течение относительно короткого исторического периода искусство финифти какой-либо национальной школы или художественного центра переживало бурный расцвет, своего рода яркую вспышку, за которой следовало его угасание и даже полное исчезновение. Подобная судьба выпала на долю многих европейских и азиатских школ финифти, в арсенале которых был лишь один из технических приемов этого искусства. По этой причине, а также в связи с различными обстоятельствами, сложившимися в определенный исторический период в странах Западной Европы, прекратили свое существование знаменитые мастерские финифти Венеции, Толедо, Мадрида, Аугсбурга, Дрездена, так же, как в азиатских центрах после нескольких десятилетий наивысшего расцвета угасло искусство финифти Стамбула, Багдада и иранских городов. С исчезновением главных центров по производству изделий с финифтью часто прерывалась национальная художественная традиция в этом виде искусства, и лишь в немногих странах она возрождалась спустя более и менее продолжительный срок, но уже на основе новой технологической базы и в условиях новой стилевой эпохи.

В отличие от зарубежных эмальерных центров, школа русской финифти характеризовалась исключительной стабильностью накопления и реализации художественного опыта на всем многовековом пути своего развития. Унаследовав необычайно жизнерадостное, праздничное мировосприятие у великих эмальеров Царьграда, русские золотых и серебряных дел мастера не утратили его даже в длительный период зависимости своей страны от кочевников азиатских степей. Несмотря на исчезновение в это время из широкой ювелирной практики техники перегородчатой финифти, художники активно осваивали приемы выемчатой финифти. Уже немногочисленные, сохранившиеся до нашего времени памятники финифти XIV столетия, такие, как, например, дробницы с жемчужной епитрахили — вклада боярина Б. И. Сукина в Троице-Сергиев монастырь, — демонстрируют незаурядное владение мастерами искусством наведения полихромпых покрытий но резьбе и гравировке. Еще не исчерпав пластических возможностей этого приема, они параллельно проводили опыты сочетания финифти со сканью. В стремлении к многоцветию произведений ювелирного искусства художников не сдерживало даже отсутствие в их распоряжении широкой палитры качественных эмалевых сплавов, которые в XV—XVI столетиях порой заменялись цветными настами собственного изготовления. Тяготение мастеров художественной обработки металла к яркому нарядному колориту, к узорочьям было определено национальными эстетическими идеалами, а также исконной творческой традицией, в которой символика и образность цвета имели исключительно важное значение. Стремясь к разнообразным, оригинальным сочетаниям техник финифти, мастера варьировали технические и художественные средства, что, с одной стороны, усиливало декоративный эффект их произведений, с другой — создавало впечатление сложности и многообразия колорита финифтяных покрытий. В XVII столетии, в классическую эпоху развития русской финифти, когда мастера финифти в совершенстве владели технологией производства сплавов, они иногда словно бы демонстрировали великолепное качество исполнения своих работ, используя в декоре одного изделия три и даже четыре приема наведения финифти. Столь основательными техническими навыками не владели художники ни одной из европейских и азиатских школ на всем протяжении их развития. Именно наличие подобной базы профессионального мастерства послужило одной из наиболее существенных причин беспрерывности творческой традиции русского искусства финифти.

Уже в эпоху средневековья (XIV—XV вв.) в отечественном искусстве финифти сложились две формы производства изделий из металла, которые представляли, с одной стороны, крупные мастерские при Великокняжеском и Патриаршем дворах, обладавшие развитой профессиональной организацией с дифференцированной специализацией и разделением труда, с другой — мелкие кустарные мастерские, работавшие при монастырях, в усадьбах знати, в провинциальных городах и даже в селах.

Художники придворных мастерских располагали широким выбором ювелирных материалов, основательной технической базой, они были в курсе новшеств и достижений современного им зарубежного искусства финифти и даже работали в контакте с первоклассными мастерами различных европейских стран. Они первыми осваивали новые технические и художественные приемы финифти, живо реагировали на стилевые изменения в искусстве и отдавали дань кратковременным взлетам моды, но их творчество всегда имело тенденцию к космополитизму.

Искусство эмальеров кустарных мастерских, по сути своей народных мастеров-ремесленников, было самым тесным образом связано с исконным бытовым укладом, а также с религиозными эстетическими идеалами, которые эволюционировали в течение времени необычайно медленно. Развитие и совершенствование мастерства народных эмальеров происходило, как правило, поступательно, путем накопления профессионального опыта, передававшегося из поколения в поколение. Основным источником пополнения средств художественной выразительности в их творчестве были достижения родственных видов народного искусства. Не случайно в декоре произведений с финифтью по скани мастеров Русского Севера можно обнаружить, например, элементы сходства не только с теми или иными приемами художественной обработки металла (орнаментацией изделий с басмой или великоустюжской техникой просечного железа), но и с узорами резьбы по дереву, кости, кружевом и вышивкой. Помимо работы в традиционных техниках, мастера финифти провинциальных школ осваивали также отдельные приемы искусства финифти, которыми в совершенстве владели иностранные художники, группировавшиеся при царском дворе и в усадьбах знати, однако этот процесс затягивался на многие годы. К тому же привнесенные извне черты приобретали в их творчестве столь своеобычную трактовку, что выглядели порой не заимствованными, а исконными местными художественными явлениями.

Рассматривая вопрос о творческом взаимодействии двух названных групп мастеров, как бы представлявших два социальных пласта отечественной художественной культуры, необходимо особо отметить ту важную роль, которую имела народная традиция в эволюции национального искусства финифти. Творчество мастеров региональных художественных центров, сохранивших многообразие местных традиций, отнюдь не представляло некий пассивный фон для искусства столичных школ. Известно, что в период деятельности Золотой и Серебряной палат Московского Кремля, среди жалованных мастеров числились выходцы их Новгорода Великого, Пскова, Усолья, Великого Устюга, Ярославля, Костромы и многих других городов. Почти такое же широкое представительство эмальеров местных художественных центров придворные мастерские сохранили и после переезда в Санкт-Петербург. Именно благодаря их участию в создании почти всех значительных произведений столичных школ, форма и декор этих изделий отличались неистощимым разнообразием, свежестью и выразительностью художественных образов. Крепкая связь с традицией народного творчества позволила русскому искусству финифти аккумулировать разновременные влияния, сохранив при этом национальное своеобразие стилистики произведений на протяжении всей истории его развития. В те периоды, когда, вследствие различных экономических или политических причин искусство придворных мастерских золотого и серебряного дела переживало упадок, ведущую роль принимали на себя отдельные провинциальные центры финифти. Обширная творческая база, которую они составляли, обеспечивала ту стабильность накопления и реализации художественного опыта, которая отличала русскую школу финифти от большинства европейских и азиатских школ.

В XVIII столетии творчество петербургских и московских художников становится все более индивидуализированным и утрачивает непосредственную связь с процессом создания предметов утилитарного назначения. Произведения эмалевой миниатюры, особенно распространенной в это время, создавались, как правило, профессиональными живописцами, в том числе и закончившими Императорскую Академию художеств. Каждое из создававшихся ими изображений на пластинах с финифтью, медальонах или дробницах было уникально, подобно станковым произведениям. Эти медальоны, хотя и предназначались порой для украшения какого-либо золотого и серебряного изделия (панагии, оклада Евангелия или иконы, потира или другого предмета церковной утвари, а также некоторых бытовых вещей — пудрениц, табакерок, шкатулок), однако они уже не составляли той пластической целостности с остальными элементами декора, которая была свойственна произведениям искусства былых времен.

Как бы в противовес созданию придворными художниками уникальных произведений по индивидуальным заказам, а также малопроизводительным способам изготовления изделий с финифтью кустарными мастерскими, приблизительно в середине XVIII века складывается промышленная форма производства продукции с финифтью. Примером может служить продукция великоустгожской фабрики Поповых, выпускавшаяся значительными для своего времени тиражами. Она поставлялась не только на рынки северных городов, но и была хорошо известна в Петербурге и Москве. Однако вскоре последовал спад спроса на продукцию фабрики что возможно, натолкнуло предпринимателей на мысль о существовании обратной зависимости между многотиражностью изделий, унификацией их декоративных элементов, механизацией значительной части процесса изготовления произведений и их художественными качествами. Это могло послужить одной из причин отказа Поповых от восстановления предприятия после пожара.

После закрытия великоустюжской фабрики промышленное производство изделий с финифтью в России возобновилось лишь через многие десятилетия, в середине XIX столетия. Предприятия данного периода оказались более жизнеспособными, поскольку в их производстве органично сочетались принципы индивидуализированного творчества художников и технологического воплощения их эскизов и образцов. Несмотря на то, что в документах этого времени предприятия Фаберже, Сазикова, Овчинникова, Хлебникова и других называются фабриками или даже фирмами, основную роль в них играл творческий труд многочисленных художников и мастеров, которым, как правило, принадлежал не только замысел конкретных произведений, но и техническое воплощение декоративных элементов. Лишь чисто технические вспомогательные операции выполнялись при помощи разнообразных механизмов и станков. Подобная организация позволяла, с одной стороны, отразить всю полноту и своеобразие творческой индивидуальности мастера, с другой — поддерживать высокий уровень его профессиональных возможностей. Художники предприятий второй половины XIX — начала XX века широко использовали в своем творчестве все многообразие технического и художественного опыта, составлявшего традиции искусства русской финифти. Если, например, на фабрике Поповых использовалась лишь одна техника финифти — вплавление штампованных серебряных накладок в слой эмалевого покрытия предметов, то в практике предприятий Овчинникова, Хлебникова и других насчитывалось четыре и даже пять видов техник.

Необычайным своеобразием отличался в это время также мир художественных образов, создаваемых эмальерами. В своем творчестве мастера обращались к богатейшему наследию орнаментики искусства художественной обработки металла XVI—XVII столетий, современному народному творчеству, а также отдельным мотивам форм и декора произведений зарубежных ювелиров различных эпох. Помимо обобщения опыта мастеров финифти предшествующих поколений, своей активной экспериментаторской работой они внесли значительный вклад в развитие средств художественной выразительности не только русского, но и всего европейского ювелирного искусства XX века.

В качестве основания для росписи по эмали используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны.

Основой для живописи служит эмалевый грунт. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой.
Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.
На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается "подмалевок"- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается.
В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг.
При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

 
Другие изделия
Швензы. Французский замок.
Швензы. Французский замок.
40.00
В корзину
Кольцо Престиж
Кольцо Престиж
420.00
В корзину
Браслет
Браслет
1 050.00
В корзину
Желаем приятных покупок!
Rambler's Top100 Яндекс цитирования хостинг от .masterhost