Финифть. Ювелирные украшения и изделия
      Email:  finifty@mail.ru
  Купить:  8(903) 125-50-69
                  8(926) 167-80-86
Корзина
Показать корзину
Ваша корзина пуста.
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Продукция
Оптом
Финифть оптом.
Художественное стекло оптом.
Полезная информация
Финифть. Фото галерея.
Уход за серебром
Художественная эмаль
Ростовская финифть
Технология изготовления финифти
История Ростовской финифти
Сольвычегодск финифть.
Мастера финифти.
История Ростова
Иконы с финифтью.
Скань, филигрань, финифть.
The art of russian enamels
Про серебро
Как выбрать украшение?
Финифть в геральдике.
Процесс производства стеклянных изделий.
Художественное стекло.
Стекло.
Плетение из бересты.
Заготовка бересты.
Сувениры.
Китайский гороскоп. Знаки зодиака.
Все для праздника
Поздравления с Новым Годом.
Поздравления к 8 Марта
Пасхальные открытки.
Игры, розыгрыши, конкурсы.
Поздравления с Днем Рождения
Прикольные тосты, поздравления, анекдоты.
Праздничные кулинарные рецепты, напитки, коктейли.
Стихи про женские имена.
Стихи про мужские имена.
Полезные ссылки
Плетение из бересты.
Плетение — наиболее древний способ обработки бересты. Из узких полосок ее, как и из липового лыка, на Руси повсеместно изготавливали непромокаемую обувь (лапти, сапоги), заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод, туеса, посуду, домашнюю утварь и даже детские игрушки. Если распаренной в горячей воде берестяной лентой обмотать треснувший горшок, она после высыхания крепко стянет все трещины.

Плетенные из лент бересты изделия всегда отличались особенной прочностью. Искусство берестяного плетения дожило до наших дней. Вместо разнообразных, жизненно необходимых вещей сегодня берестяные изделия украшают наш дом, внося в него частицу русской природы, самобытности.

Прежде чем приступить к плетению, ленту очищают от тонкой белесой «бахромы», разделяют послойно до необходимой толщины, а затем, если нужно, нарезают полоски соответствующей ширины. Чтобы береста была более гибкой, особенно при выплетании мелких изделий, ее распаривают в горячей воде и сразу же, пока не остыла, приступают к работе. Распаренная, горячая береста не трескается и принимает любую форму. Если плетение ведется непропаренными полосками, перед работой их надо слегка смазать подсолнечным маслом.

Из инструментов, применяемых в плетении, в первую очередь потребуется лапотное шило — коточик, костыг, кочедык — специальное плоское шило с крючковидным лезвием. Вместо шила можно воспользоваться старым сточенным кухонным ножом (длина лезвия 5-7 см, ширина у основания до 1,5 см) с широкой рукояткой. С помощью него расширяют отверстия между лентами одного слоя плетения, что­бы пропустить в них ленты второго слоя. Кроме того, требуются: нож для обрезания лент и обработки их концов; шило с квадратным сечением для прокалывания отверстий при сшивании бересты и прямое, разметочное, с закругленным кончиком; сапожный нож для дополнительного раскроя бересты на ленты необходимой ширины. Для временного соеди­нения лент потребуются зажимы — бельевые прищепки, канцелярские скрепки для державки, выструган­ной из березового прута толщиной с карандаш и длиной 7-10 см. С одного конца державки делают расщеп-пропил до середины, предварительно просверлив в этом месте отверстие (см. рис. 117, а).

В плетении из бересты преимущественно используется один вид переплетения, подобный полотняному, когда нити основы чередуются через одну с нитями утка, образуя клеточный узор. В готовом изделии берестяные ленты могут быть расположены параллельно основанию (прямое плетение) или под углом 45° к нему (косое плетение). По технике испол­нения прямое плетение значительно проще косого. Рассмотрим на конкретных изделиях особенности обоих видов плетения.

Прямое плетение. В плетении из­делий из березового лыка, каким бы оно ни было простым, требуется шаблон или колодка. Это может быть обычный брусок или иной, подходящий по форме предмет. Лучше брать бересту разного цвета, чтобы на боковых сторонах изделия образовалась своеобразная мозаика, особенно эффектная на крупных вещах: сумках, футлярах, коробах...

В каждом квадратике такой мозаики дополнительно оттискивается какой-либо узор.

Солонка. По внешнему виду простейшая плетеная солонка напоминает кубик, т. е. основание шаблона берется квадратным. Ширина берестяной ленты (толщиной 0,8-1 мм) должна составлять одну треть стороны основания. Концам лент придают клиновидную форму и слегка подчищают, чтобы они стали тоньше (до 0,3-0,4 мм) и легче протаскивались сквозь плетево.

Берут три ленты, укладывают их на стол лицевой (внутренней) стороной вверх и переплетают с тремя другими. К получившемуся основа­нию прикладывают колодку, приподнимают выступающие ленты и прижимают к ее боковым сторонам. Тонкой бечевкой закрепляют ленты на колодке. Начиная с основания, тремя отдельно взятыми лентами горизонтальными рядами оплетают вертикальные ленты. После оплета последней лентой уплотняют плетево, убирают концы под наружные участки стоек и удаляют колодку. Верхнюю горизонтальную плоскость «кубика» выплетают из лент-стоек. Находящиеся друг против друга боковые ленты перекрывают друг друга. С помощью коточика их заправляют под горизонтальные ленты на противоположной вертикальной стенке, подтягивают и ножом обрезают выступающие кончики.

Горловину солонки плетут из осевых лент-стоек, которые выведены вверх из-под плечиков. Сначала концы одной пары стоек заправляют под плечики, отчего получаются две петли (рис. 118). В них пропускают узкую ленту и соединяют ее в кольцо вокруг отверстия горловины. Одновременно затягиваются петли за выступающие концы первой пары основных стоек. Подрезанные концы второй пары стоек подтыкают внутрь, снизу получившегося кольца. Чтобы уплотнить горловину, ее еще раз обматывают лентой, конец которой закрепляют в петле.

Горлышко будет более прочным, если на него надеть берестяное кольцо с замком. Кольцо на несколько минут опускают в горячую воду. Распаренное, оно легко надевается на горловину солонки и после высыхания плотно обжимает ее.

Даже при самой тщательной подгонке переплетающихся лент между ними остаются просветы. Чтобы свести их на нет, уплотнить ленты и дополнительно укрепить изделие, выплетают второй слой лент.

Плетение ведут с помощью шила-коточика, начиная с осевых лент, которые уже обращены лицевой стороной наружу. Образующиеся концы полосок заправляют под горловину. Затем оплетают боковые ленты, заканчивая одну, переходят к следующей. В результате получают красивое прочное изделие. Если плетение осуществляется тонкими лентами, можно дополнительно вплести третий и даже четвертый слой.

Работа завершается изготовлением деревянной пробки, которую вырезают из брусочка в виде усеченного конуса. Если на бересте остался сизый налет, солонку протирают тряпочкой, смоченной растительным маслом или натуральной олифой. Спустя некоторое время бересту тщательно натирают чистой сухой тряпкой. При этом удаляются излишки масла, а на поверхности появляется легкий глянец, береста приобретает чистый, насыщенный цвет,

Обложка для книжки. Способом прямого плетения выполняют оригинальную суперобложку. С этой целью по развороту книги из толстого картона или фанеры изготавливают шаблон. Тонкие берестяные ленты, уложенные лицевой стороной вверх, переплетают друг с другом, получая тем самым лыковое полотно. На по­лотно накладывают шаблон, который оплетают с двух сторон. Затем с помощью кочедыка выплетают второй слой лент, обращая внима­ние на то, чтобы все ленты были повернуты темной, внутренней сто­роной коры наружу. Отдельно, из двух узких лент, согнутых пополам, выплетают закладку (косичка четырехконцевая) и прикрепляют ее к верхнему краю суперобложки (рис. 119).

Косое плетение. В отличие от прямого, данный вид плетения дает более прочную оплетку и имеет значительные декоративные возможности.

Лукошко. Наиболее типичной является корзиночка, сплетенная из восьми лент. Работу начинают с плетения полотняного коврика, крайние ленты которого закрепляют четырьмя зажимами. В середине коврика устанавливают колодку с квадратным дном таким образом, чтобы его грани находились под углом 45° к переплетенным лентам. Приподняв выступающую часть коврика с одной из сторон, снимают зажим и прижимают к грани колодки. Другую выступающую часть коврика прижимают к соседней грани. Прижатые к граням колодки ленты переплетают друг с другом в шахматном порядке. В результате получают один из углов лукошка, который прихватывают зажимом. В той же последовательности сплетают остальные углы, а затем и сами борта.

Жесткость конструкции придает обруч, согнутый из березового или ивового прута и вплетенный в верхний край бортов. Периметр обруча делают равным периметру донышка. Концы прута срезают на «ус» и связывают тонкими, прочными нитками. Готовый обруч надевают на корпус лукошка на уровне намеченного края борта. Концы лент перегибают через обруч, последовательно подсовывая их под ленты плетения с внешней стороны. Если концы лент остались еще достаточно длинными, ими оплетают лукошко с внешней стороны. Как только они кончаются, подсовывают новые ленты и продолжают оплетение до полной «облицовки » бортов и дна лукошка. Образующийся слой не только уплотняет и укрепляет изделие, но и украшает его.

Ручку к лукошку подвязывают в последнюю очередь. На противоположных сторонах емкости прорезают два узких отверстия, равных ширине ленты. Ленту последовательно, несколько раз пропускают через прорези, а затем, сложив вместе 5-6 слоев ленты, обматывают оставшимся концом, плотно прижимая виток к витку. Чтобы они не сбивались на ручке, держались прочно после каждого очередного витка, обмотку подсовывают под верхнюю ленту ручки.

Аналогично плетут емкости, имеющие прямоугольную форму (рис. 120).

Подстаканники. Изделия, имеющие округлую форму, выполняются очень узкими лентами бересты. Чем они уже, тем плотнее прилегают к колодке. Колодку, по форме и размеру соответствующую стакану, вытесывают вручную топором или вытачивают на токарном станке.

Перед началом плетения для повышения эластичности ленту прогревают в горячей воде. Такая береста легко огибает и плотно прилегает не только к цилиндрической, но и имеющей более сложную форму колодке.

На стол укладывают четное количество лент лицевой стороной вверх и переплетают в шахматном порядке. Ширина получившегося коврика должна соответствовать диаметру колодки. Разместив колодку в центре коврика (желательно закрепить ленты на колодке мелкими гвоздиками, чтобы они не смещались отно­сительно друг друга), начинают вести плетение в том же порядке, что и прямое.

Более декоративно смотрится подстаканник не с прямыми, а с зубчатыми краями.

Оплетка для посуды. В той же последовательности, как и при изго­товлении подстаканников, оплетает­ся стеклянная посуда. Берестяная одежда не только сделает банку, бу­тылку неузнаваемо красивой, но и обережет ее от неосторожных уда­ров, перегрева жидкости в них в летнюю жару. Посуду простой фор­мы и крупных размеров оплетают широкими лентами, сложной фор­мы — узкими. Применяемое здесь косое плетение удачно и вырази­тельно может сочетаться со спираль­ным (рис. 121).

Туеса. Данный прием плетения нередко используется и при изго­товлении рубашек туесов. Ха­рактер переплетения и рисунок могут быть самыми различными (рис. 122).

Коврики. Имея элементарные навыки плетения берестой не­сложно изготовить декоративные плоскостные коврики, панно, даже картины, которые, несом­ненно, украсят любой уголок го­родской квартиры, деревенского дома.

 
Другие изделия
Серьги
Серьги
4 100.00
В корзину
Кот
Кот
20.00
В корзину
Колье Престиж
Колье Престиж
1 610.00
В корзину
Желаем приятных покупок!
Rambler's Top100 Яндекс цитирования хостинг от .masterhost